«Чувство всеединства» в интерпретации В.Л. Леви

«Ответ на вопрос «как ощутить всеединство»: жить пристально, внутренне связно жить - в отличие от бессвязности нашего наружного существования, - связно думать и чувствовать - пристально - как у Блейка:

В одном мгновеньи видеть вечность,
огромный мир - в зерне песка,
в единой горсти - бесконечность,
и небо - в чашечке цветка...

Чувство всеединства даёт любое самозабвенное проникновение в глубину мира - с любой его стороны. Во что бы мы ни погрузились: в поэзию, музыку, живопись, науку, религию, историю, природу, общение, врачевание - мы неизбежно обнаружим себя внутри организма вселенной, на кончике какого-то его нервного окончания, принимающего импульсы отовсюду - и посылающего во все пределы свои позывные, явные или тайные...

Кроме Рильке, назову в произвольном порядке ещё авторов разных народов и времён. С разных сторон они говорили о всеединстве, и каждый его по-своему чувствовал и в соответствии жил. Будда, учитель жизни. Лаоцзы, китайский мыслитель. Марк Аврелий, римский император-философ.

Владимир Соловьёв, Николай Фёдоров, Николай Бердяев, Семён Франк, русские философы. (Само слово «всеединство» впервые ввёл в философский обиход Владимир Соловьёв, а пришёл он к этому представлению через углубленную, творческую веру в Иисуса Христа).

Лев Толстой, в рекомендациях не нуждается. Вернадский, русский учёный, создатель теории ноосферы. Тейяр де Шарден, французский философ и антрополог (у него есть книга «Феномен человека», в которой встречается словосочетание «ткань универсума», ткань вселенной - «ткань» превосходно передает свойство сквозной всесвязности). Альберт Швейцер, немецкий врач, музыкант, мыслитель, подвижник. Януш Корчак, польский врач, педагог и детский психолог, антифашист.

Александр Мень, российский священник, ученый и писатель. (Портрет Владимира Соловьёва жил над его рабочим столом...) Антуан Сент-Экзюпери, французский писатель и философ, военный лётчик.

Ричард Бах, американский писатель, тоже лётчик. Уолт Уитмен, американский поэт. Ошо, индийский гуру. Ауробиндо, индийский мыслитель и поэт. Виктор Франкль, австрийский психотерапевт, создатель основанного на идее всеединства психотерапевтического направления - логотерапии - смыслолечения. Мераб Мамардашвили, грузинский и российский философ... Это лишь малая часть огромного списка. Но уже достаточная для поддержки на жизнь... […]

Естественнонаучный подход к пониманию мира, человека и всеединства я не просто признаю, но и посильно стараюсь проводить в жизнь. Подход этот основан, как я его понимаю, на простом здравомыслии, и главных положений в нём всего три - три кита, на которых держится и наука, и разум, и вера:

1) Признавай действительность: то, что есть - есть, чего нет - нет. Ясно как дважды два.

2) Признавай свою ограниченность: то, что есть, может тебе только казаться; чего нет - может быть от тебя скрыто, тебе недоступно. А это уже не совсем ясно...

3) Задавай действительности вопросы, будь с ней в диалоге: исследуй, испытывай, экспериментируй - выборочно меняй мир, меняй и свои точки зрения - и изучай результат...

Замечаете? Кит второй ставит кита первого, азбучного, под сомнение. Он тоже есть не более чем признание действительности, но уже другого порядка.

И тут сходятся как наука, так и религия: есть действительность, чувствами воспринимаемая, и есть не воспринимаемая, по отношению к тебе запредельная - или, как философы выражаются, трансцендентная - за гранью познания. Разве не так?.. Так, и это доказывает в действии третий кит.

Тоже вполне реальный и опытом подтверждённый - чего стоит одна лишь ядерная энергетика, - он говорит: да, за гранью твоего восприятия и понимания - необъятный мир, бесконечность и вечность. Но ты, человек, можешь туда проникать, за свои пределы, за эту грань. Ты можешь отодвигать ее, шаг за шагом. Ты можешь преодолевать свою ограниченность...

В целом - классическая диалектическая триада: утверждение, отрицание, отрицание отрицания. Подвижное равновесие уверенности и сомнения.

Что до подхода религиозного, то, право, не вижу, в чём он с естественнонаучным не совместим, если только человек не упирается в свою ограниченность, не держится за неё с этой или с той стороны, как слепой за хобот слона или хвост...

Подход этот главный упор даёт на второе положение естественнонаучной триады, на второго кита. Верующий говорит атеисту: то, чего для тебя в силу твоей ограниченности не существует, чего ты не воспринимаешь, во что не веришь, потому что не можешь увидеть, пощупать, понюхать - всё-таки есть. И это как раз самое большое, самое главное в мире.

Многие великие учёные-естествоиспытатели (Паскаль, Тейяр де Шарден, Эйнштейн, Флоренский) были людьми глубоко религиозными. Но конечно, для каждого из них Бог был не заоблачным бородатым дедушкой, не космическим человекообразным.

«Бог и внутри нас, и вне, - сказал Паскаль. - Нельзя разумом понять, что есть Бог и есть душа в человеке; но также нельзя и понять, что нет Бога и нет души...»

Он же: «Человек сотворён, чтобы мыслить: в этом все его достоинство и вся заслуга. Обязанность человека только в том, чтобы мыслить правильно.

Порядок же мысли в том, чтобы начинать с себя самого, своего Творца и своей цели».

Бог мыслителей и есть всеединство».

Леви В.Л., Куда жить? Человек в цепях свободы, М., «Торобан», 2005 г., с. 424-425 и 426-428.