Первые харисматики (харизматики)

В ранних христианских общинах, «… в эпоху, когда они скрывались в чердаках и подземельях, руководящая роль принадлежала перехожим пророкам и апостолам, которые считались харисматиками (от charisma - благословение божие), обладателями особого вдохновения, или святого духа (pneuma hagion), и действовали в качестве учителей и ораторов в собраниях. Смотря по тому, к какой они принадлежали национальности, из какой страны были родом, они приносили своё направление, свои образы и символы, своё толкование Евангелия.

Поэтому христианские общины представляли вначале большое разнообразие в смысле учения и обрядов; среди харисматиков наблюдались известные крайности. Так, например, во второй половине II века на Востоке выдвинулись монтанисты, последователи малоазийца Монтана (умер в 150 г.) - восторженные мечтатели, ожидавшие скорого конца мира и близкого второго пришествия Христа. Монтан, бывший жрец фригийской богини Кибелы, в культе которой главную роль играл религиозный экстаз, произнесение пророчеств в состоянии гипноза, перенёс приёмы своей старой религии в практику христианства; он объявил себя Параклетом, ниспосланным свыше провозвестником непосредственного наступления тысячелетнего Царства Христова; верующие должны готовиться к этому событию, соблюдая строжайший аскетизм и приводя себя в состояние религиозного восторга; незачем вступать в браки и родить детей, потому что скоро придёт конец света, гибель нечестивых и блаженная беспорочная жизнь святых.

Хотя более осторожные проповедники и руководители общин осудили монтанизм, как вредную крайность, но энтузиазическое учение это продолжало ещё и после смерти пророка оказывать своё влияние на умы, захватывая как раз наиболее ревностных христиан.

К монтанизму примкнул один из самых даровитых пропагандистов, африканец Тертуллиан (160-220), образованный юрист, красноречивый оратор и писатель; он считал, что для спасения души христианин должен резко отделить себя от язычников и от языческой власти, как царства греха и господства злых демонов; поэтому не следует служить в войске, украшать себя языческими блёстками, отличиями, не следует учить и учиться в школах, изготовлять статуи и вообще обставлять свою жизнь произведениями искусства.

Другую крайность, противоположную возбужденной беспокойной проповеди монтанистов, представляли гностики, склонные к рассуждениям, беседам и диспутам, применявшие к христианству методы гносиса (gnosis), т.е. высшего познания.

Таковы были по большей части вступившие в христианские общины ученики греческих философских школ, особенно стоицизма и платонизма; в христианстве они видели новую высшую философию: они отвергали чудеса, считали рассказ о земном странствовании Христа не передачей реальных явлений, а лишь аллегорией, символической легендой. Христос, в их глазах, был не наставник жизни, не утешитель в горе, не заступник за грешников перед Богом, а великий духовный вождь, открывающий собой в ряде айонов (αiộnes, что значит «века») новый период мировой эволюции…»

Виппер Р.Ю., История Средних веков, Киев,  «АirLand», 1996 г., с. 36-37.

 

Типовые ошибки в современном понимании термина «харизма, харизматический лидер»