Гностики и гностицизм

Гностицизм - учение,  распространённое в раннем христианстве преимущественно с I по III век нашей эры.

Последователи учения - гностики толковали христианское тексты шире, чем это было традиционно принято, утверждая, что в текстах скрыт доступный лишь посвящённым тайный / эзотерический смысл…

Ряд исследователей считает, что гностицизм – хаотичное соединение языческих, античных и христианских идей.  Десятки сект и школ гностиков часто противоречат друг другу.

«В основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом -  низшим божеством. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для гностицизма характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению».

Демидов С., Поиск модели развития. Сборник суждений по устройству мира, их анализ и предложения, СПб, «Петрополис», 2007 г., с. 232.

 

«Существует немало черт, которые сближают гностицизм и христианство. Оба эти учения - религии откровения, они ставят во главу угла вопрос о спасении, важнейшим элементом которого является постижение природы Творца и его замысла о предназначении человека. Основные жанры как гностической, так и раннехристианской литературы - Апокалипсисы и толкования на Писание.
Гностицизм возник в среде иудейского сектантства в последние века перед Рождеством Христовым.
Примером идеологии, близкой гностической, являются сочинения Кумранской общины, а также некоторые ветхозаветные апокрифы, создававшиеся во II-I веках до н.э. Некоторые из идей, которые развивали гностики, можно встретить у такого «переходного» мыслителя, как Филон Александрийский (конец I в. до н.э. - начало II до н.э.).
Судя по всему, исторические гностики - «старшие братья» христиан. И христианство, и гностицизм были пронизаны эсхатологическим мироощущением - ожиданием скорого конца света и верой в конечность человеческой жизни и понимание смерти как одного из важнейших испытаний для души.
Оба религиозных движения испытывали особое отношение к ожидаемому спасителю (мессии) и обожествляли его. Приход мессии (в случае гностических школ - мессий) - один из краеугольных камней концепций спасения и историософии названных учений.
Христианство и гностицизм возникли в палестинском культурном регионе, в иудейской и околоиудейской среде.
Известно, что в начальный период своей истории в христианстве существовали общины, не считавшие Ветхий Завет богодухновенной книгой.
Точно так же и гностицизм, ещё в предхристианскую эпоху переосмысливавший ветхозаветные предания, в I-II веках воспринимал иудейское писание как откровение от неистинного бога.
И, тем не менее, оба движения постоянно возвращались к иудейскому Закону: христианство ввело его в свой канон, гностицизм же не мыслим без постоянных отсылок к ветхозаветной истории, толковавшейся порой самым причудливым образом».

Религии мира / Под ред. М.М. Шахнович, СПб, Изд-во СПбГУ, 2005 г., с. 178-179.

 

Подобные взгляды гностиков, постулировавших, что их знания доступны лишь избранным, естественно, не позволили этому движению стать массовой народной религией, но позже идеи гностиков способствовали возникновению ряда ересей: манихейства, богомильства, павликианства, катаров, альбигойцев и т.д., которые были отвергнуты Церковью.

Сам термин «гностицизм» был введён в XVII веке английским последователем идей Платона  Генри Мором.

 

Идеи, подобные взглядам гностиков, неоднократно высказывались восточными и западными мистиками, городскими сумасшедшими и в XIX – XXI веках...