Развитие некой Идеи как процесса по Г.Л. Тульчинскому

«Взятая как процесс, в единстве смыслового и социально-организационного аспектов Идеи, динамика их институционализации предстаёт осущеляемой в несколько стадий:

1) Стадия выработки нового осмысления. Характеризуется минимальной степенью организации. Коммуникация участников носит спорадически случайный и во многом личностно-доверительный характер.

2) Стадия выработки когерентного понимания (коалиция). Характеризуется несколько большей устойчивостью связей и отношений между специалистами, которые начинают выделять себя как группу единомышленников. Подобная избирательность в общении «уплотняет» коммуникацию, хотя само общение носит слабо регламентированный характер - типа научной «тусовки».

3) Стадия парадигмы.  Общение начинает носить систематический характер семинаров, конференций, переписки, обмена научными материалами на ранних стадиях (рукописи, препринты, заявки). Делаются попытки выработать программные материалы, прорваться в СМИ. Выдвигаются лидеры мнений. Примером этой стадии в науке являются «невидимые колледжи» в науке.

4) Стадия сплочённой группы (ассоциации). На этой стадии когерентное понимание уже фиксируется участниками деятельности в явной форме программного заявления. Коммуникация становится всё более ограниченной рамками группы, в которой выделяются признанные лидеры, между которыми может существовать разделение сфер влияния.

Лидер выступает центром, вокруг которого формируется группа. Именно он обычно выступает с программным заявлением, обеспечивает селекцию и интерпретацию информации. Важным моментом на этой стадии являются успех и социальное признание. Они свидетельствуют о развитии группы и обеспечивают социальный престиж (имидж) её деятельности, а значит, и постоянный приток сторонников и учеников. Привлечение учеников достигается обычно с помощью пропагандистской и популяризаторской деятельности, public relations, осуществляемых обычно либо самим лидером, либо под его контролем. Этой цели могут служить СМИ, периодические издания, постоянные семинары, конференции. Нередко создаются специальные центры (школы, курсы) подготовки специалистов в данной области.

Явным становится отличие деятельности данной группы от материнской НЦС: (аббревиатура, означающая: «нормативно-ценностные системы» - Прим. И.Л. Викентьева) группа становится либо элитарной, ведущей в материнской НЦС, либо «мятежной», отвергающей ортодоксальные установки. Причем во втором случае деятельность группы может оказаться либо тупиковой, либо дать начало новой традиции. По некоторым оценкам, для «прорыва» старой традиции в науке  необходима группа около 20 человек, а для создания новой традиции - от 500 до 1000 человек.

5) Стадия профессионализации. На этой стадии в НЦС фиксируется формальная организационная структура. НЦС становится специальностью (профессией) и обеспечивает не только подготовку учеников, но и их трудоустройство посредством открытия новых должностей или переориентации старых, создания трудовых коллективов. На этой стадии нередко образуется расслоение лидерства на формальное (по должности) и неформальное. Институционализация НЦС как профессии определяется следующими главными особенностями:

1) профессиональной ответственностью за производство, хранение, передачу и использование соответствующих социальных значений;

2) автономностью профессии в деле привлечения новых членов, их подготовки, повышения квалификации, контроля за их деятельностью;

3) установлением между данной НЦС и её социальным окружением таких отношений, которые обеспечивали бы ей поддержку и охрану от непрофессионального вмешательства, важной становится роль известных (широкой общественности) учёных, репрезентирующих свою сферу в глазах публики и общественного мнения, СМИ;

4) стимулирование деятельности профессионалов на основе оценки качества их деятельности с точки зрения других профессионалов-экспертов. Стадия профессионализации характеризуется полной организационной вооруженностью НЦС вплоть до писаного кодекса поведения (устава, положения, должностных инструкций), статуса юридического лица (счёт, финансирование и т. п.), высокой степенью упорядочения координационных и субординационных отношений  (самостоятельное юридическое лицо или подразделение типа отдела или лаборатории в существовавшей структуре).

Всё прогрессирующая рутинизация деятельности зачастую приводит к формированию в её недрах нового смыслового сдвига, развитие которого может привести к дальнейшей дивергенции системы. Аналогичные стадии проходит развитие идей в науке, политике, искусстве, религии, бизнесе.

Совсем не обязательно, чтобы каждая НЦС проходила все указанные стадии институционализации. Возможна стагнация на каждой из указанных стадий. Далеко не каждой НЦС удаётся развиться даже в стадию сплочённой группы, не говоря уже о наиболее развитой стадии профессионализации. [...]

Роль смыслового и социально-организационного аспектов институционализации в их динамике различна. На первых этапах ведущую роль играет смысловой аспект, на поздних - социальный. Формирование направлений, в том числе и становящихся впоследствии дисциплинами, осуществляется зачастую на начальных этапах так называемыми «маргиналами», «фанатиками-неудачниками», дилетантами - там, где нет дисциплины, специальности, не может быть и специалиста в строгом смысле слова. Однако раз возникшее осмысление неизбежно вызовет те или иные формы социальной организации лиц, его разделяющих - вплоть до в той или иной степени «борьбы за чистоту рядов». Разумеется, возможна ситуация, когда достаточно развитый организационный аппарат объединяет людей, не разделяющих единое осмысление, но это лишь будет свидетельством, что у истоков такой социальной организации некогда стояло когерентное осмысление «отцов-основателей».

Вокруг смыслового ядра НЦС выстраиваются структуры социальной институционализации, которые могут быть ранжированы от простейших межличностных отношений до развитых социальных институтов данного общества. Собственно смысловой аспект институционализации может рассматриваться как первоклеточка  социально-организационной институционализации, как её начальная стадия».

Тульчинский Г.Л., Статья «Идея» в Проективном философском словаре, СПб, «Алетейя», 2003 г., с. 123-125.