Маргинальные группы, как не обязательные, но возможные источники появления новых субкультур / движений по Г.Л. Тульчинскому

Обращение к реальной социальной практике показывает, что, в самом деле, инициирующий импульс динамики развития культуры большей частью исходит из маргинальных форм поведения и мышления. Социальные отклонения (девиации) зачастую выступают центрами образования новых субкультур, некоторые из них порождают свои собственные сферы деятельности и даже язык.

Социальные аутсайдеры и пророки, авантюристы и самозванцы, непризнанные гении и политические радикалы, художественный авангард и андеграунд, этнические меньшинства и криминал в обычной ситуации воспринимаются как социальные девианты, как неудачники. Но лиминальная (неустойчивая, переходная - Прим. И.Л. Викентьева) - ситуация - звёздный час для различных маргиналов.

Как известно, кто не рискует, тот не пьёт шампанского, а успеха и победы власти достоин только тот, кто способен поставить на кон многое - вплоть до собственной жизни. Представители истеблишмента, среднего класса на такой риск не способны. Маргиналу же терять нечего. Поэтому маргинальность обладает существенным потенциалом победительности и успеха в науке, искусстве, политике, религии, бизнесе, международных отношениях. И это подтверждает реальная динамика культуры - от моды до политики, смены научных школ, динамики стилей и направлений в искусстве.

Приезжие добиваются в жизни большего, чем местные жители.

Представители этнических меньшинств оказываются пассионарными лидерами основного этноса.

Их неуспешность, их неукоренённость, невписанность в большую систему, то, что они не могут состояться в этой системе, отжимаются на её периферию, а то и за её пределы, - всё это даёт, оказывается, им большую свободу действий по сравнению с вписанными, состоявшимися в большой системе или теми, кому это гарантировано. Маргиналам, мартиниденам и прочим интеллигентам в первом поколении нужно своими руками выкопать, выцарапать, если не зубами выгрызть жизненную нишу, которая у других уже есть. Работа, жильё, семья, профессиональный и деловой рост - все, что для других запрограммировано их социальным статусом, семейным положением, от него требует личностных сверхусилий, работы ума и души тоже. И потому - блаженны плачущие..., блаженны алчущие и жаждущие правды... Ибо они, как сказано, - соль земли и свет мира.

Типичными маргиналами является молодёжь - метафизический аутсайдер, обречённый социальной ролью ждать и догонять. Молодость как метафизическая неудача? Вступающий в жизнь молодой человек вступает в мир, всюду без него плотный, мир, в котором, как он скоро догадывается, никто его особенно не ждет. В лучшем случае - родители, да и то не всегда. Видя себя всем, примеряя на себя различные жизненные программы и проекты, молодой человек объективно является никем. И это создаёт исключительно напряженное, ультрапарадоксальное состояние души, толкает на неадекватные поступки. Невозможность состояться здесь и сейчас порождает стилистику протеста, отказа, а то и ухода. Знаменитые немотивированные самоубийства подростков, преступления, наркомания и токсикомания и другие формы отклоняющегося поведения - социальные патологии как следствия метафизики маргинальности молодого человека. Но чаще всего и в конечном счете срабатывает другое: если этот мир - не мой праздник жизни и меня на нем держат в прихожей, то создам другой мир - по себе, в котором и состоюсь.

Этот потенциал маргинальности определён природой лиминальности, (лиминальный здесь понимается как переходное состояние между двумя стадиями развития человека – Прим. И.Л. Викентьева), ситуацией вненаходимости. Условия амбивалентности и неопределёенности, размытой социальности стимулируют энергичный поиск новой фундаментальной общности. Я могу оказаться не одиноким - и вот уже возник зародыш субкультуры. В ритуалах перехода, например, инициации, на стадии отделения, будучи вырванным из привычного образа жизни и изолированным вместе со сверстниками от прочего мира, индивид испытывает печаль, а то и тоску по утраченному и некоторый страх перед неизвестным. Это способствует сплочению посвящаемых, преодолению каждым из них собственного Эго, созданию чувства глубокой общности.

В. Тернер называл эту недифференцированную общность communitas. Речь идёт о бесструктурном сообществе, члены которого лишены статусных характеристик. Поэтому communitas может быть реализована только в лиминальной ситуации Это опыт переживания фундаментальной общности, единства и равенства. Давно замеченный факт - настоящие друзья остаются с детских лет, со школьной или вузовской скамьи, после армии или отсидки, то есть когда люди образовывали нечто подобное communitas: были равны и едины в какой-то фундаментальной общности интересов перед взрослыми, учителями, под старшиной или вертухаем.

Во всех других случаях к communitas могут приблизиться лишь сообщества двух или очень небольшого числа личностей: супружеская пара, Друзья, небольшая труппа товарищей. Угасание коммунитарного подъёма грозит им превращением в замкнутые сообщества, секты. Вообще всякие попытки реализации communitas как структурированного, институционализированного сообщества (коммуны, религиозные сообщества и т.п.) заканчиваются печально. Поскольку же communitas обладает мощным импульсом реализации и экспансии, communitas и лиминальность содержат опасность соскальзывания к тоталитаризму или шовинизму. Хорошо известный исторический факт - максимизация communitas может вести к максимизации структуры.

Ещё Аристотель видел в диктатуре закономерный и неизбежный итог демократии, чему XX век нашёл немало подтверждений - одни примеры гитлеровской Германии и СССР чего стоят.

Тульчинский Г.Л., Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности, СПб, Алетейя, 2002 г., с. 132-134.