Наставник-1 творческой личности в детстве

Изучение биографий творческих личностей, показало, что не обязательно, но часто ребёнок встречает Наставника. Иногда таких людей несколько: Наставник-1 (в детстве), Наставник-2 (в юности).

Как правило, для Наставника-1 характерны такие качества:

«1. Безбоязненное, творческое мироощущение и деятельность. Причем «деятельность» не обязательно в области, избранной учеником. Речь идет, скорее, о жизнеощущении Учителя. (Характерный пример, хотя и из более позднего возраста: ректор Петербугской консерватории  А. К. Глазунов поставил выпускнику консерватории Д. Д. Шостаковичу пять с плюсом, заявив при этом, что сам его музыку не переваривает).

2. Любовь к Ученику, окружающим людям и миру.

3. Умение обеспечить свободу развития Ученика и возможность его занятий.

4. Осознанная личная ответственность за развитие Ученика».

Березина В. Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., Детство творческой личности: Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель,  СПб, «Издательство Буковского» , 1995 г., с.15-16.

 

Вот воспоминания Майка Кэдуолдера о детстве Джона Леннона:

«Часто люди спрашивают: как так получилось, что Джон жил у своей тётки, когда совсем рядом жила его родная мать? Но тогда вся наша семья была единым целым, на каникулах мы все срывались с места и уезжали в Эдинбург. Тогда, в пятидесятые, мы были очень близки друг другу, поддерживали друг друга. Джон подружился с дядей Джорджем, мужем тёти Мими. Джордж был незаурядным человеком, настоящим главой семьи. Он был, что называется, человек рабочий, одно время они с его братом держали молочную лавочку, потом у него были ещё какие-то дела. Он много знал, с ним можно было поговорить, имел кой-какие познания в языках и, когда служил в армии, успел немного повидать мир, посмотреть, как живут люди в других странах. Думаю, Джону всё это очень нравилось, и у них с дядей была тесная духовная связь. Дядя Джордж оказал немалое влияние на формирование характера и мировоззрения Джона. Взаимоотношения Джона с матерью были совсем другими. Она была личностью абсолютно непредсказуемой, невероятно яркой, совершенно необычной для того времени и, уж конечно, для нашего семейства. Четыре сестры были женщинами сдержанными, там же, где появлялась Джулия, все начинало искриться весельем. Она была то насмешливой, то экстравагантной, и, думаю, Джон унаследовал это от неё. Эта открытость, постоянное желание что-то устраивать, выдумывать, достались ему от матери».

Йоко Оно, Память о Джоне, Екатеринбург, «У-Фактория», 2007 г., с.49-50.

 

Другой характерный пример, когда Наставник-1 не был высоким профессионалом в творческой деятельности, но способствовал развитию ребёнка:

«Даже художника можно сформировать. Некоторые поспорят, что Пикассо унаследовал талант к рисованию от своего отца-художника. Это не так! В лучшем случае отец Пикассо был средненьким живописцем. Его влияние на Пабло было не генетическим, но эмоциональным. Дон Хосе Руис был одержим идеей сделать из Пабло великого художника. Он-то сам был неспособен выполнить какую-либо работу, но оказал огромное воздействие на эмоциональную потребность сына рисовать. Дон Хосе внушил сыну эту страсть к искусству. Одно из подтверждений этому - это то, что Пабло научился рисовать раньше, чем говорить. Его первым словом было «piz» - «карандаш», а в награду за рисунок он получал сладости. Его поведение и уроки не поощрялись подобным образом, что подвигло Пикассо посвятить себя рисованию, не обращая внимания на всё остальное. Пикассо и его отец совершенно не походили друг на друга ни физически, ни эмоционально, ни умственно. Дон Хосе был высок, худощав, элегантен, приятен в обращении, имел хорошие манеры. Пикассо был низок, коренаст, несдержан и груб; наглый тиран, для которого не существовало ничьих чувств, кроме собственных. Пикассо воспитывали балующие его тётки, сестры и мать, которая говорила малышу: «Если ты пойдешь в солдаты, станешь генералом, а если в монахи - то папой». Эгоистичный Пикассо ответил созданием мистических и богоподобных работ, как нельзя более отражающих его внутреннее видение самого себя. Его огромный успех явился результатом жизненного опыта, а вовсе не был унаследован. Его эгомания не знала границ, что и проиллюстрировала картина, которую он написал для семьи, когда в девятнадцать лет уезжал в Париж. Автопортрет Пикассо был подписан: «Я, король». Его жребий был брошен».

Джин Ландрам, Четырнадцать гениев, которые ломали правила, «Феникс», Ростов-на-Дону  1997 г., с. 45-46.

Если подростку случится встретить в юности Наставника-2, то оптимально, если он будет иметь отношение к будущей профессии творческой личности и поможет сформировать высокие профессиональные эталоны.