Логическая машина Раймонда Луллия

Раймунд Луллий заложил основы комбинаторики – он считал, что можно путём различных комбинаций уже известных понятий  выводить новые истины (подобно тому, как из отдельных букв складываются отдельные слова - в том числе и новые...) 

Его наиболее часто упоминаемая работа: Великое и окончательное искусство / Ars Magna et Ultima, где он описал возможную конструкцию логической машины.

Раймунд Луллиий утверждал, что «… система его кругов была ему прямо открыта свыше. «Так как он был всего менее склонен к обманам и мистификациям, то должно предположить, что явившаяся в его воображении символическая схема разумной связи, проникающей все сферы бытия и познания, была им ошибочно принята и истолкована в буквальном механическом смысле». Ссылка Луллия на сверхъестественный источник, разумеется, не может заслонить от нас подлинных исторических источников его изобретения. На один он сам мимоходом указывает - это каббала. […]

Метод луллизма распадается на две части: первая знакомит нас с операциями, которые должен производить человеческий дух для совершения открытий. Это, собственно, и есть «Ars Magna», «искусство открывать всё, что способна открыть человеческая наука по любому вопросу, как частному, так и общему» (Bartholmess: «Giordano Bruno»).

Вторая заключает в себе сжатую энциклопедию знаний, уже приобретённых человечеством. В обеих частях намечались основные принципы богословия, метафизики, физики, этики и диалектики. Таким понятиям, как субъекты, соответствовали атрибуты (абсолютные или относительные), расположенные в известной классификации по кругам.

Всего было шесть концентрических кругов. На двух обозначались субъекты, на трёх - атрибуты. Шестой круг, наиболее отдалённый от центра, был неподвижным, и на нём обозначались всевозможные вопросы. Ближайший к крайнему подвижный круг заключал на себе девять основных категорий бытия, на втором помещались девять атрибутов бытия физического, на третьем - девять атрибутов бытия морального (девять добродетелей и девять пороков), на четвёртом и на пятом - девять атрибутов бытия физического и метафизического. Субъекты, termini generalissimi praedicatorum, могли с неисчерпаемым разнообразием комбинироваться с подходящими предикатами путём вращения кругов.

Говорят, этих комбинаций нельзя было бы исчерпать в тысячу лет, делая по миллиону комбинаций в час. Разумеется, при этом комбинировании необходимо принимать в расчёт, совместим ли субъект с данным атрибутом. На шестом круге значатся вопросы: utrum, quid, de quo, qua re, quantum, quale, quando, ubi, quomodo; этот вопросник назывался ключом изобретения. У Луллия были многочисленные последователи». Среди них заслуживают особенного внимания Джордано Бруно и Лейбниц. […]

Джордано Бруно преследует цели научного знания, хотя и в очень примитивной форме. Он упростил и усовершенствовал систему Луллия. В первую часть он внёс:

1) Алфавит, заключающий в себе простейшие понятия под буквами В, С, D, E, F, G, Н, I, К. Каждой букве соответствуют несколько относительных и абсолютных атрибутов и некоторое количество возможных вопросов.

2) Силлабикум, где даны различные формы связи между субъектом и атрибутами, абсолютными и относительными.

3) Словарь (Lexicon), регулирующий различные формы связей суждений и их преобразования в различные предложения в процессе рассуждения.

Вторую часть Луллиева метода Бруно разделяет на семь отделов: 1) Проблемы, 2) Ответы, 3) Определения, 4) Рассуждения, 5) Развитие познания, 6) Приумножение познания и 7) Выяснение познания».

Лапшин И.И., Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии, М., «Республика», 1999 г., с. 312-313.


Викентьев И.Л., Морфологический анализ, как способ решения бизнес-задач