Творческий экстаз по Плотину

Плотин постулировал: существует некое Единое (неизъяснимая первосущность, «потенция всех вещей»), которое путём эманации (излияния, излучения) формирует душу, подобно тому как «… источник наполняет реки, сам ничего не теряя, как солнце освещает тёмную атмосферу, нисколько не потемняясь само, как цветок испускает свой аромат, не становясь от этого без запаха».

При этом, если для человека интуитивное познание это - «выступление из себя» к Единому есть возвышение над своей ограниченностью  и  экстаз, то для Единого это, наоборот - нисхождение…

Плотин так описывает экстаз слияния: «Тогда душа ничего не видит и не различает ни перед собою, ни в себе самой. Она словно бы становится чем-то другим, прекращает быть собою и принадлежать себе. Она принадлежит Богу и едина с Ним, как в концентрических окружностях одна в другой. Если центры этих окружностей совпадают, то в некоем высшем смысле несомненно совпадают и сами окружности – так же, как при раздельных центрах они явно различны... Поскольку в этом единении с Божеством не может быть разделения, и воспринимающий должен быть тем же, что и воспринимаемое, постольку у человека остаётся представление о Боге лишь в том случае, если он способен охранить в себе воспоминание о достижении этого единства и пребывании в нем... Ибо при этом ведь ничто не шелохнётся в нём, ни гнев, ни желание, ни рассудок, ни даже интеллектуальное восприятие – ничто не может привести его в движение, да будет нам позволено так выразиться. Находясь в экстазе, пребывая в отрешенном одиночестве наедине с Богом, человек вкушает подлинную безмятежность».

Плотин, Эннеады

Эта идея – об эманации «неизъяснимой первосущности», позже неоднократно использовалась в религиозных и философских текстах.

 

Объяснение «непосредственных откровений» по Готфриду Лейбницу

Невыразимость чувств в изменённых состояних сознания по Арнольду Людвигу