Идея и история Конференции

«Я мыслю и на это существую...»
Академик В.И. Гольданский

 

 1) Опытные педагоги – без всякого ЕГЭ – примерно могут указать, что должен «знать и уметь» школьник, окончивший обычную школу: см. Рис. 1:

   

 Рис. 1.

Как правило, в сильной физико-математической школе школьники затрагивают ряд тем, которые изучаются в ВУЗе. Более того – известно, что часто выпускники таких школ откровенно скучают в ВУЗе – «мы это уже знаем».  Преподаватели ВУЗов декларируют, что должен «знать и уметь» выпускник ВУЗа. Как правило, это не очень серьёзно, и распространяется только на лучших…  В сильных ВУЗах (их в стране – единицы) преподаватели, особенно на старших курсах, знакомят студентов с передовым уровнем развития различных научных направлений в мире, а именно:

  • какие здесь стоят проблемы,
  • какие есть гипотезы по их решению,
  • какие ошибки уже совершены… 

Окончив ВУЗ, занимаясь научно-практической деятельностью, по идее, через несколько лет Специалист (с большой буквы) так или иначе выходит на уровень этих проблем. Если он специалист (с маленькой буквы), он занимается тиражированием чужих решений – но это ученическая стадия, которую уважающие себя и свой труд люди должны пройти как можно быстрее, чтобы стать Специалистом... 

2)  Когда мы приближаемся к границе познания, здесь нет и быть не может отработанных учебников, поскольку научные коллективы и школы находятся в процессе трудного становления… Но где-то есть другие люди (часто с непростым характером), которые решают аналогичные задачи в другой области деятельности. 

3) Поэтому, разумно (целесообразно) встречаться, обмениваться опытом…Обычно новые данные накапливаются примерно за 6 месяцев, поэтому мы и проводим две Конференции – летнюю и зимнюю (рождественскую). 

4) Типовые ошибки, которые, увы, часто совершаются на аналогичных мероприятиях (не на наших): 

- незнание работ-аналогов;
- скрывание (нецитирование) работ-аналогов или, что хуже - откровенный плагиат;
- использование «модных слов»: «инновация»,  «креативный класс», «развитие личности» при отсутствии собственных новых результатов;
- подмена обсуждений профессиональных проблем пересказом учебника «для студентов»;
- подмена философско-культурологическими рассуждениями методик решения проблем определённого класса и т.п. 

Для этого у нас существует Оргкомитет, который действительно работает с Докладчиками.

5) Название некоторых наших Конференции включает слово «Методическая…» Почему?  Есть наука  – получение знаний, качество которых очень часто могут оценить только Специалисты. Так, в научной среде совершенно нормален случай, когда «...ну, в этой проблеме разбираются 2 соотечественника и ещё 1 голландец»... Или 30 человек... Пусть даже 3000, суть дела от этого не меняется.

В отличие от классической науки, сейчас в развитых странах начал формироваться рынок методических систем (интеллектуальных услуг, интеллектуальных продуктов – здесь терминология ещё только устанавливается…) – то есть, технологических знаний, которые изначально нацелены на понимание и применение множеством несовершенных (!) людей. Это происходит на пересечении двух тенденций: сложность порождаемых обществом проблем только растёт, а качество образования – неуклонно падает… 

К проверяемым признакам действительно качественной методики можно отнести:

- увеличение вероятности решения; - определённого класса задач;
- среднеодарённым Пользователем (обращаем Ваше внимание на снижение, а не повышение требований к его одарённости, квалификации и т.п.);
- который может освоить и применить её за ограниченное время и в отсутствии (!) Автора методики.


Частный и наиболее сложный вид методик: методы, технологии мышления, которые позволяют увеличить вероятность получения креативных (творческих) решений обычным, средним человеком «на заказ». Наиболее успешный отечественный пример – создание ТРИЗ.

6. Целесообразно понимать, что помимо единичных инноваций (о которых стало модно говорить), в ближайшие несколько десятилетий актуально и по-человечески интересно создание систем приёмов / эвристик, поскольку:

- Решателей проблем сейчас не готовит ни одно учебное заведение мира;
- качество обучения неуклонно падает, а количество и сложность проблем только нарастает... 

7. Мы уже провели несколько десятков Конференций по ТРИЗ, технологиям маркетинга, обучению взрослых, бизнес-тренингам и консалтингу во Владивостоке, Иркутске, Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Самаре, Минске, Киеве, Риге, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Москве. 

Очередную Конференцию – по методическим продуктам – мы проводим в центре Cанкт-Петербурга – вот её

Главная страница…  

Видение  конференции  «Стратегии творчеств»  И.Л. Викентьевым  

Актуальные события:

Предварительно, до начала 54-й Конференции, каждое третье воскресенье в 19:59 (мск) проходят бесплатные online-консультации И.Л. Викентьева. Подробности »»»

Партнёры:

Полезная цитата:

Невнедрение инноваций тупо мстит всем… «… в СССР за многие десятилетия так и не смогли отладить механизм «внедрения» достижений науки в производство. В этом сказались органические недостатки самой распределительной системы организации производства. Китай начал рыночные реформы с приходом к руководству страной Дэн Сяопина в 1978 г. Мы могли бы это сделать уже в 60-е годы. Но тогда экономическую реформу спустило на тормозах консервативное партийное руководство. В результате - два с лишним десятилетия упущенных возможностей. И это в наше динамичное время! Кажется, это ещё одна трагедия России, последствия которой народ расхлёбывает». Келле В.Ж.,  Цивилизация и культура, в Сб.: От философии жизни к философии культуры / Под  ред. В.П. Визгина, СПб, «Алетейя», 2001 г., с. 72.