Прогноз моды по А.А. Васильеву

«Будущие тенденции напрямую зависят от демографической ситуации в стране.

Какой будет мода в ближайшие десятилетия, я могу только предполагать.

Почему, Вы думаете, у нас полная женщина ходит с голым животом, с пирсингом в пупке, на шпильках? Или надевает брюки с заниженной талией, откуда вываливается живот и ещё трусы видны? Почему наши женщины любят декольте и чересчур много красятся? Это смешно и нелепо! Так вот, я считаю, что это не столько от недостатка вкуса, сколько оттого, что в нашей стране много одиноких женщин и они хотят привлечь к себе внимание.

В выступлениях политиков прозвучала мысль о том, что нам надо приглашать гастарбайтеров из Китая. Они приедут к нам на пять лет, поработают и уедут обратно. Так вот, мой прогноз - никуда они не уедут! Женятся на одиноких женщинах. Так и решится демографический вопрос, и изменится мода. Она будет всё более азиатской.

Именно китайские модельеры будут диктовать мировые тенденции в ближайшие десятилетия. […]


… ещё недавно самый популярный российский бренд прет-а-порте «Султанна Французова» производился в Китае. Это лишний раз подтверждает, что мы не можем сшить, тиражировать и даже упаковать (что тоже немаловажно) собственный товар. В России до сих пор не существует инфраструктуры моды и развитой производственной базы. Но мы надеемся добиться и этого! […]

В конечном же итоге победит мусульманская мода. Мода станет промусульманской и прокитайской одновременно. Китайская мода завоюет мир в ближайшие двадцать лет.

Так что стиль будущего: короткие ноги, длинный торс, тёмные волосы и смуглая кожа, раскосые глаза, воротник-стойка и паранджа. И не думайте, что я шучу. Это мой прогноз как историка моды. […]

Мода ретроспективно ретранслирует всё, что было популярно в прошлом. Мода кардинально меняется только во время войны и революции. А так - постоянно идёт копание в прошлом и топтание на месте. Но появляются новые материалы и технологии, позволяющие производить новые ткани, цветовые сочетания, аксессуары. Учитывая то, что теперь всё делается не вручную, а машинами, то, конечно, возникают и новые фасоны обуви, сумок, отделок. Нельзя сказать, что мода копирует прошлое один к одному. Она его творчески интерпретирует.

Можно ли предсказать моду? Никто никогда с успехом
не предсказал моду в долгосрочной перспективе.

Она - не прихоть дизайнера, а зеркало жизни. Мода зависит от того, что происходит со страной. Кто знал, например, что будет Первая мировая война и женщины укоротят юбки, подрежут волосы и пойдут на производство. Что человек полетит в космос и люди захотят носить элементы космической одежды: водолазки, колготки, шлемы, ткани с металлизированным покрытием. Что движение хиппи охватит весь мир и станут модными рваные джинсы, длинные волосы, цветы и индийские украшения. Кто мог думать, что девушки и юноши в России будут носить африканские косички и пирсинг. Это - мода, и её не запретить. Всё это придумали не дизайнеры, сегодня они практически ничего не решают.

При этом краткосрочные прогнозы на 2-3 года вполне реальны.


Во Франции есть знаменитая голландка Лидевиж Аделькоорт. Она руководит институтом модного прогнозирования. К ней обращаются специалисты и байеры из многих компаний и домов, она организовывает пользующиеся большим успехом конференции. И её прогнозы всегда сбываются, ведь они основаны на знании истории. […]


Турецкие женщины до 1920 года ходили в парандже! А русские с открытым лицом, а в жару - с декольте и в платье, которое закрывало только колени. Это произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Вертинский в своих воспоминаниях «Записки русского Пьеро» написал: «Разводы сыпались как из рога изобилия». Покинув свои любимые гаремы, многие богатые турки стали ухлёстывать за русскими беженками. Некоторые так и остались в Турции, а многие стали заниматься культурным, можно сказать, ремеслом.

Они открыли множество русских кабаре, маленьких театров, даже балетные студии, которых в мусульманской Турции не существовало.

Но в Турции тоже произошла революция, к власти пришёл президент Кемаль-Паша Ататюрк. Воспользовавшись его нелюбовью к иностранцам, обозлившиеся турецкие одалиски написали петицию с требованием убрать русских женщин из страны.

После этого письма русских стали выдворять из страны в административном порядке в те государства, которые давали визу и работу.

Чаще всего это была Франция, потерявшая в Первую мировую три миллиона мужчин; Аргентина, принимавшая только тех, кто был готов работать на земле, туда уехали многие казаки.

Дипломированных специалистов ждали в Болгарии, Чехословакии и Сербии, банковских служащих - в Германии. Иными словами, большинство эмигрантов приехало именно во Францию. И в то время как мужчины получили работу на заводах, женщины, которые должны были помогать обеспечивать семью, стали искать свой хлеб. И таким «хлебом» стало шитьё. Большинство русских женщин поступили портнихами и манекенщицами в дома моды».

Васильев А.А., «Я сегодня в моде». 100 ответов на вопросы о моде и себе, М., «Этерна», 2008 г., с. 92, 178-180 и 256.


Замечу, что из подборки примеров А.А. Васильева следует, что на моду неожиданно (!) и кардинально могут повлиять «надсистемные факторы»: социальные потрясения, войны. Естественно, модельеру вычислить эти «надсистемные факторы» затруднительно…