Идеал, как ориентир при решении по Теодюлю Рибо

Подитоживая изучение процесса принятия творческого решения, Теодюль Рибо акцентирует внимание на том, что этому процессу мешать посторонние ассоциации («господствующие идеи, эмоции»), но решающему желательно ориентироваться на некий идеал, построение которого не является простой группировкой прошлого опыта…

«… термины «господствующая идея», «господствующая эмоция» почти эквивалентны, так как в обоих предполагается существование двух нераздельных элементов и каждая из форм указывает лишь на преобладающий в ней элемент.

Этот принцип единства, центр притяжения и точка опоры всякой продукции творческого воображения, т. е. субъективного синтеза, стремящегося к объективности, и есть идеал. Идеал, понимаемый в полном значении слова (не как синоним морального совершенства и не в узком смысле эстетического творчества), является конструкцией из образов, которая должна стать реальностью. Если мы уподобим творческую работу воображения физиологическому процессу, то идеал можно сравнить с ядром, ждущим оплодотворения, чтобы начать свою эволюцию. Для большей точности мы можем отделить синтетический принцип от идеальной концепции, составляющей его высшую ступень.

Точное определение цели и изыскание средств, пригодных для её достижения, - необходимые и достаточные условия для всякого созидания. Произведение, имеющее в виду только успех в настоящем, может ограничиться принципом единства, который организует и придает ему жизненность. Но можно стремиться к большему, чем необходимое и удовлетворительное. Идеал - это принцип единства в движении, в своей исторической эволюции. Как все развивающееся, он, в зависимости от эпохи, то прогрессирует, то регрессирует. Нет ничего бездоказательнее концепции господствующего первообраза  (не замаскированного пережитка платоновских идей), озаряющего созидателя, который воспроизводит этот первообраз в силу своего умения. Идеала готового нет, он образуется в душе созидателя и им самим. Жизнь идеала в будущем.

В психологическом смысле идеал представляет построение из образов, принадлежащее к едва очерченному типу. Построение это является результатом двойной работы: отрицательной и положительной, диссоциации и ассоциации, а происхождение, первоначальная причина его, коренится в желании, чтобы так было. Идеал порождается двигательной тенденцией возникающих образов. Человек созидающий урезает, отбрасывает, разъединяет эти образы согласно своему темпераменту, характеру, вкусу, своим предрассудкам, симпатиям и антипатиям, своим интересам. Он ассоциирует и комбинирует.

Отметим в только что рассмотренной операции одну важную особенность. «Мы не знаем ни одной сложной психической продукции, которая представляла бы только сумму входящих в её состав элементов и в которой элементы эти оставались бы неизменными, сохраняли бы присущие им свойства. Они меняют свою природу, чтобы дать место новому явлению, имеющему собственные отличительные черты. Построение идеала не является простой группировкой прошлого опыта. Идеал как целое имеет собственную физиономию, в которой не видно составных частей, как в воде не видно кислорода и водорода». Вундт отмечает: «Нет ни одного научного или художественного произведения, в котором составные части выступали бы наподобие мозаики».

Теодюль Рибо,  Опыт исследования творческого воображения / в Сб.: Болезни личности. Опыт исследования,  Mинск, «Харвест»;  М., «Аст», 2001 г., с. 192-193.


Идеальный конечный результат по Г.С. Альтшуллеру