Этапы духовного роста по Терезе Авильской

«Первая обитель

Этот начальный уровень жизни души подобен двору, окружающему замок, в котором рыщут «злобные создания» греха. Здесь постепенно учатся смирению через последствия греховных поступков. Душам предстоит сложная задача: избрать образ жизни, необходимый для того, чтобы избавиться от низменных побуждений. Хотя Господь желает лучшего для души, её способность познать и любить Бога невелика, и посему самопознание также будет ограниченным. Тереза говорит о тех, кто постоянно погружён в свои дела и не знает о скрытом в них самих сокровище. Некоторые искренне желают войти в двери замка посредством молитв и размышлений, но молятся слишком редко и неусердно. Они не могут сосредоточиться на чем-то, помимо своих забот и привязанностей. Большинство людей соответствуют этому портрету, однако Тереза говорит, что, даже если у вас ничего не получится, одна лишь попытка подняться на второй этаж замка - уже большой шаг.

Вторая обитель

Сегодня мы признаем необходимость регулярно молиться, чтобы отбросить свои прежние привычки, и потому чувствуем утешительную близость к Богу. Бог делает большие усилия, чтобы привлечь нас ближе к Себе, даже если мы всё ещё участвуем в «увеселениях, делах, удовольствиях и спорах» этого мира. Дьявол по-прежнему пытается заставить нас верить, что материальные вещи и отношения непреложны и крайне важны. Тереза говорит об этом переломном моменте: «Какие сомнения бесы вызывают в слабой душе, и как она страдает, не зная, должна ли двигаться дальше или же вернуться в комнату, в которой была раньше!» Здесь мы должны прежде всего помнить, что все земное имеет конец, тогда как любовь Господа вечна, и нам нужно осознать, что жизнь за пределами замка души никогда не даст нам полной защищенности или покоя, которого мы желаем. Во второй обители душа начинает больше отвечать за себя и ищет божественные вещи, которых можно придерживаться на духовном пути. Благодаря молитве она становится более стойкой к искушениям. Хотя в этой первой вспышке любви к сфере божественного мы обычно ищем духовной поддержки, вместо этого мы должны быть готовы больше страдать, принося наши страдания в жертву Богу.

Третья обитель

К этому времени другие люди могут считать нас хорошими или религиозными, хотя эти головокружительные высоты - опасное место для богоискателя. Какой бы веры и набожности мы ни достигли к этому времени, в третьей обители души мы рискуем их лишиться из-за высокомерия и забвения страха Божьего. Тереза советует нам оставаться смиренными, ибо «чем больше мы от Него получили, тем больше мы остаёмся у Него в долгу». Мы можем переживать периоды скуки, когда не ощущаем прилива любви или веры, но нам нужно преодолеть их и не тревожиться. На этом уровне внутреннего замка мы стоим на пороге: полной отдачи на милость Бога или возврата к тому, чтобы полагаться на собственное благоразумие.

Четвертая обитель

Это первый мистический уровень замка, когда мы меньше зависим от себя и полагаемся на Господа, с доверием падая в Его объятия. Вместо того чтобы постоянно думать о Боге, мы обретаем дар естественного понимания. Тереза говорит читателю «не думать, а больше любить». Эти обители так красивы, что мы не можем описать их тому, кто ещё увидит их. Мы начинаем получать естественные благословения или утешения, даже не моля о них. Это долгожданная точка отрыва в нашем пробуждении, когда усилия уступают место благодати.

Пятая обитель

В этих стенах уже достигнуто единство с Богом. Мы можем вымолить все, что хотим, но духовное единство - это страдание. Когда оно достигается, оно безошибочно. Здесь Тереза использует свою знаменитую аналогию с шелкопрядом. Душа как шелкопряд, питающийся пищей Божьей, и, когда мы в состоянии полной веры, мы окутаны Божественной любовью. Только из этого кокона набожности может появиться бабочка, полная ещё неизведанной лёгкости. Тереза пишет: «Она больше не ценит то, что делала, будучи червем - то есть во время постепенного окукливания. Теперь у неё есть крылья: как она может довольствоваться медленным ползанием, если умеет летать?»

Шестая обитель

Теперь душа обручена с супругом (Господом), но Господь стремится ещё немного испытать её перед замужеством. Душу награждают ещё большими милостями, но и большими испытаниями. В это время мы наиболее подвержены «темной ночи души». Душа в этом доме восхищается Божьим ликом, и возникает ощущение великого смирения. После того, что мы увидели и почувствовали, возвращение на землю кажется несчастьем. Мы полностью отвергаем мир и все свои дела посвящаем Богу.

Седьмая обитель

И наконец, обручение с Богом в совершенном покое и умиротворении. Душа умирает для мира, и человек становится идеальным выражением Бога на земле: святым. Хотя все ещё случаются события и испытания, они происходят как бы рядом с человеком и по-настоящему на него не влияют.

Способы самосовершенствования

По мнению Терезы, путешествие души делится на две стадии: с первой по третью обитель она стремится приблизиться к Богу, и поэтому развитие происходит по Божьей милости. Однако Тереза предупреждает, что мы можем развиваться только через молитвы и размышления. Молятся не для того, чтобы что-то получить, а чтобы приблизиться к Богу и Его воле. Этим мы признаем, что не знаем всего, и высшая сила поможет, если поведать ей о своих затруднениях. Возможность испытать Божью благодать или милость увеличивается, когда мы думаем о Боге в молитвах. Молитесь, убеждает Тереза, даже если вам не кажется, что это помогает. Божественная шкала времени отличается от человеческой. Ходить в церковь, произносить молитвы, читать священные книги, прощать людей - сейчас все это кажется устаревшим, однако такие вещи спасают нас от непрерывной болтовни ума, возвышая до великих и неизменных истин. Обычное богослужение и размышление удерживают нас на стезе добродетели, ведущей через дебри ума».

Том Батлер-Боудон, 50 великих книг о силе духа, М., «Эксмо», 2013 г., с. 390-395.