Отрицательное / негативное восприятие нового
НЕпонимание / НЕуважение новогоНЕпонимание / НЕуважение новых результатов ТЛ
Высказывания о творческих личностяхРазличные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
Отрицательное / негативное восприятие нового
НЕпонимание / НЕуважение новогоНЕпонимание / НЕуважение новых результатов ТЛ
Высказывания о творческих личностяхРазличные высказывания, мнения о творчестве и творческих личностях…
X
«Каждое явление одной своей гранью связано с органами чувств, другой - с нравственными оценками. Роль интеллекта в том и заключается, чтобы при появлении одной из этих граней выявлять другую: рассмотрев внешнюю сторону, обнаружить обратную. В нашем мире нет совершенно одномерных объектов. Каждый предмет имеет обе эти стороны, и наблюдатель, ознакомившись с одной из них, поворачивает его, чтобы увидеть противоположную. Жизнь и есть игра этой монетой: орёл или решка?
От этой игры мы никогда не устаём, потому что при появлении обратной стороны, столь непохожей на лицевую, нас всегда охватывает лёгкая дрожь изумления. Если кому-то везёт, человек упивается своим успехом и начинает гадать, что означает это везение. Он затевает большую игру, и случается так, что его самого покупают и продают. Люди видят красоту человеческого лица и ищут источник этой красоты, который должен быть еще более прекрасен. Люди сколачивают состояния, поддерживают законы, заботливо воспитывают своих детей, но при этом вопрошают себя: почему? для чего? Эту решку и этого орла на языке философии называют «Бесконечное и Конечное», «Относительное и Абсолютное», «Видимость и Сущность» и многими другими превосходными именами.
Каждый человек от рождения предрасположен к восприятию одной из этих двух граней природы. Поэтому так часто встречаются люди, посвятившие свою жизнь одной из них.
Первая категория с лёгкостью воспринимает различия, накапливает сведения о фактах и внешних проявлениях о городах и людях и активно соучаствует в событиях. Это - таланты, люди действия.
Другая категория с легкостью воспринимает сходство. Это - гении, мыслители, люди веры.
Каждый из наездников скачет слишком быстро. Плотин верит только в философов. Фенелон - в святых. Пиндар и Байрон - в поэтов. Посмотрите, с каким высокомерием Платон и платонисты высказываются о людях, не посвящённых в их сияющие абстракции: как о крысах и мышах.
Гордыня обычно обуревает и замкнутые литературные круги. Письма Попа и Свифта изображают современное им человечество как скопище чудовищ; и уже в наше время едва ли более снисходительны к человечеству в своей переписке Гёте и Шиллер.
Происхождение этой надменной гордыни установить легко. Гений проявляет себя уже при первом взгляде, брошенном им на любой предмет. Разве его глаз не устроен особым образом? Ибо он проницает углы и цвета, созерцая самый замысел предмета, мало ценя его конкретное исполнение. В минуты вдохновения его мысль растворяет произведения искусства и природы, разлагая их на первоосновы. Поэтому сами шедевры представляются тяжеловесными, изобилующими изъянами. Его концепцию прекрасного никакой скульптор не сможет воплотить.
Картина, статуя, железная дорога, паровой двигатель существуют сначала в голове художника в виде образов, лишённых дефектов, ошибок, силы трения, ухудшающих практические образцы. Аналогичным образом дело обстоит с церковью, государством, учебным заведением, судом, социальной группой - со всеми общественными институтами. Нет ничего удивительного в том, что эти люди, удостоивавшиеся созерцания чистых идей и возлагавшие на них все свои упования, надменно отстаивают учение о превосходстве идей. Осознав некогда, что блаженная душа способна овладеть всеми искусствами, они заявляют: к чему обременять себя несовершенным творчеством? И подобно нищим мечтателям, предпочитают говорить и вести себя так, словно эти ценности давно уже были воплощены.
Напротив, люди, ценящие тяжёлый труд, коммерцию, роскошь - мир плоти, включающий в себя также зверя, сидящего в философе и поэте, - практический мир с его мучительно нудной работой, которой никому не избежать, будь то философ или поэт, придают значительный вес другой стороне бытия. Торговля, оживляющая улицы наших городов, не верит ни в какую метафизическую причинность, ничего не думает о той силе, которая обусловливает существование торговцев и торгующей планеты. Нет, коммерсант думает только о хлопке, сахаре, шерсти и соли. Собрания акционерных обществ во время перевыборов не успокоить высказываниями каких-либо сомнений относительно значимости всей этой процедуры голосования. Бурная жизнь течёт лишь в одном направлении.
Людям, наслаждающимся могуществом и страстями этой жизни, людям, обладающим реальной властью, человек идей кажется слабоумным. Разумны лишь они сами…»
Ралф Уолдо Эмерсон, Представители человечества, в Сб.: «Сделать прекрасным наш день…». Публицистика американского романтизма / Сост.: А.Н. Николюкин, М., «Прогресс», с. 342-344.