Состоявшийся ученик должен начинать своё творческое Дело – случай С.М. Эйзенштейна

«В 1922 году Мейерхольд поручил своим ученикам поставить спектакль «Смерть Тарелкина». Педагогический момент заключался в том, что спектакль ставился коллективно - Всеволод Эмильевич предложил слушателям мастерских придумать трюки и сцены к спектаклю. Лучшие планировалось включить в сценарий действа.

Ярче и неожиданней всех оказался Эйзенштейн. Вот что об этом рассказал поэт Иван Аксёнов, ближайший сподвижник Мейерхольда и первый ректор (с 1922 года) Высших театральных мастерских.

«Мизансцены Эйзенштейна плохими объявить было никак нельзя. Признать их хорошими - значило ввести их в спектакль... Мизансцены были отвергнуты за то, что они были выполнены в стиле, отличавшемся от стиля будущего спектакля».

Зинаида Райх, подруга, сподвижница, а затем и супруга Мейерхольда (в 1922 году она только развелась с Сергеем Есениным и ушла от поэта к Всеволоду Эмильевичу, забрав дочь Таню и сына Костю), очень часто присутствовала на лекциях мужа.

Спустя несколько дней после обсуждения трюков к «Смерти Тарелкина» Райх прямо во время лекции передала Эйзенштейну записку: «Серёжа, когда Мейерхольд почувствовал себя готовым режиссёром, он ушёл от Станиславского».

И талантливый ученик покинул своего учителя, чтобы начать собственный путь в театральном искусстве.

В том же 1922 году Эйзенштейн стал единственным руководителем театра Пролеткульта и взялся за осуществление собственных планов по реформированию искусства…»

Надеждин Н.Я., Сергей Эйзенштейн: «Старое и новое», М., «Майор», 2011 г., с. 48.