Образ гения / виртуоза-творца, сформированный Никколо Паганини

«Примером поиска духовных идеалов может служить творческая деятельность Н. Паганини, который совершил переворот не только в скрипичной школе, но и в музыкальном творчестве вообще.

В результате его исполнения сформировался образ виртуоза-творца, музыканта-трибуна. Романтизм в лице Паганини внёс пафос сверхчеловеческой виртуозности, неистовости, огненной экспрессии, необузданной фантазии, наделённый огромной духовной силой.

Выдающееся мастерство гения универсально, он всесторонне владеет своей деятельностью, ремеслом, глубоко и осознанно проникает в её суть. Широта кругозора, знаний, умение их творчески применять, дают возможность созидать неповторимое.

Так, Н. Паганини произвёл революцию в понимании творческих задач музыканта: раскрыл новые приёмы игры, ввёл приёмы игры, скрипка не только «пела кантилену», но играла стаккато, пиццикато, двойные флажалеты, которые воспринимались окружающими чуть ли не цирковыми трюками, ввёл вибрацию, глиссандо, перестроил двигательный аппарат, положение рук играющего, корпуса, даже манеру держать скрипку.

Его исполнением восхищались Р. Шуман, Ф. Шопен, Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист. Они по-своему «учились» у Паганини. Так, по мнению Ф. Листа, второго Паганини никогда не будет:

«Какой человек, какой скрипач, какой художник!.. Я говорю без колебаний: второго Паганини не будет... Высота этого гения исключает подражания ему... Найдётся ли ещё один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своём восторженном преклонении признал бы королем всех художников».

Грум-Гржимайло Т.Н., Музыкальное исполнительство, М., «Музыка», 1984 г., с. 68.

Хотя исполнители скрипичной музыки всё глубже осознавали значимость гения, они пытались проникнуть в содержание творений, созданных Паганини, им нелегко определить и почувствовать заложенные композитором духовные идеалы, воплощение которых с невиданной до того художественной силой способствовало дальнейшему развитию музыкальной культуры. Каждая фраза, по утверждению Н. Паганини, должна быть насыщена идеями постижения смысла жизни, идеалами любви, страсти, силы духа. В центре - духовное совершенство личности, творческий поиск».

Зорилова Л.С., Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве, М., «Альма-Матер», «Академический проект», 2008 г., с. 109.

 

Образу, сформированному Никколо Паганини многие подражали…