Кодекс научно-исследовательского труда по В.Ф. Беркову

«Методология, этика, социология всегда стремились к тому, чтобы конкретизировать этос науки, выработать своеобразный кодекс научно-исследовательского труда в виде удобного перечня принципиальных положений, который каждый учёный должен знать и которым должен руководствоваться в своей творческой деятельности. История философии и науки знает немало попыток решить эту задачу. Учитывая перипетии развития науки, опираясь на опыт и раздумья великих предшественников, сформулируем наставления, которые, на наш взгляд, будут способствовать выработке такого кодекса.

- Добивайся глубокого и всестороннего овладения знаниями, выработанными человечеством по избранному предмету исследования. Ростки будущего науки ищи в её истории. Обогащай свои познания «драмами» идей.

- Стремись к познанию законов и принципов фундаментальных наук. Помни: нельзя добиться успеха, игнорируя закономерности развития природы, общества, мышления.

- Изучай методы и формы научного познания. Расширяй свой философский кругозор. Осваивай лучшие образцы научно-исследовательской деятельности. Вот рекомендация А. Эйнштейна: «Если вы хотите узнать у физиков-теоретиков что-нибудь о методах, которыми они пользуются, я советую вам твёрдо придерживаться следующего принципа: не слушайте, что они говорят, а лучше изучайте их работу».

Начиная работу, определи её предмет, чётко сформулируй проблему или задачу (чёткость возможна, как правило, для очень простых научных задач, решаемых аспирантами и докторантами - Прим. И.Л. Викентьева), отдели познанное от непознанного, данное от искомого. Правильная постановка проблемы (задачи) -  половина её решения (Ф. Бэкон). Разбей проблему (задачу) на подпроблемы (подзадачи), ищи аналоги её решения в предшествующей научно-исследовательской практике. Новое увязывай с твёрдо усвоенным. Ищи необходимые и достаточные средства достижения цели. Максима «цель не оправдывает средства» справедлива в науке не в меньшей мере, чем в любой иной сфере человеческой деятельности. Не всё, что может быть сделано в науке, морально оправданно.

Цени оригинальную мысль. Возьми на вооружение смысл надписи над входом в Международный институт стресса: «Ни знание предмета и мощь твоих инструментов, ни обширность твоих знаний и точность твоих планов никогда не смогут заменить оригинальность твоей мысли и зоркость твоего наблюдения». Вместе с тем, не оригинальничай без нужды и по любому поводу. Учись в работе, как и в жизни вообще, выделять главное, существенное, моделировать его.

Построение модели - весьма важный элемент в искусстве исследования. Отсеивай второстепенное, не создавай барьеров на своём пути. Старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно. Избегай бессмыслицы.

Пользуйся «бритвой Оккама» - не умножай «сущностей» без надобности. Фундаментальное правило науки - не вводить понятие до той поры, пока нужда в нем не станет совершенно очевидной. (Апостол Павел: «О Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания».) Только дисциплинированному уму дано узреть «сумасшедшее» решение.

Опасный враг учёного - тенденциозность. Она делает исследователя рабом собственных заблуждений. Будь внимательным к критике - она может способствовать совершенствованию процесса исследования и его результатов. Не бойся ошибиться в работе, бойся пропустить ошибку.

Не суди слишком категорично - это присуще дилетантам и невеждам. Безапелляционность суждения - признак слабой изученности предмета. Ничто не принимай на веру. Сомнение - путь к познанию истины. Н. Бор неоднократно подчеркивал: «Каждое высказанное мною суждение надо понимать не как утверждение, а как вопрос».

Не верь в сказки о достижениях дилетантов и не надейся на случайное открытие. Хорошо сказал Луи Пастер: «Не всякому помогает случай. Судьба одаривает лишь подготовленные умы». Остерегайся высказывать мнение по вопросам, находящимся в смежных областях знаний, пока не освоишь их профессионально. Для учёного важно знать предмет, а не иметь о нем мнение. Тебе не запрещается в рамках собственного проблемного поля критиковать идеи, специалистом в которых ты не являешься, но надо понимать, что это будет поверхностная критика. Не бойся противоречий, ибо «противоречие - корень всякого движения и жизненности» (Гегель). Оно может свидетельствовать о неверности выбранного вами пути. Вместе с тем, наличие противоположных мнений - веская причина для нового исследования.

Уясни, что означают в науке слова «доказать», «опровергнуть», «подтвердить», «возразить», «объяснить». Цени чужое мнение, но требуй его обоснования. Без достаточного основания ничто не прочно, и за ним всегда остается последнее слово. Опираясь На достижения предшественников, ссылайся на их работы, добивайся точности изложения их мыслей.

Старайся хладнокровно оценивать достоинства всякой новации, не поддавайся газетным сенсациям. «Служенье муз не терпит суеты» (А.С. Пушкин). Помни: великие свершенья сопутствуют лишь высоким целям и идеалам.

Идя в науку, будь готов к суровым испытаниям. Принимай на себя «бремя» обоснования собственных утверждений. Чем значимее результат, тем серьезнее преграды на пути его признания.

Стремись к оповещению научного сообщества о полученных результатах. Публикация - главное в этом процессе. Для науки важно прежде всего то, что опубликовано. Вместе с тем, не злоупотребляй количеством публикаций.

Учись вести научную дискуссию, соблюдай её принципы. Ты не имеешь привилегий при защите своих утверждений. Не подменяй аргументы приказами, угрозами, физическим или моральным давлением на оппонента, не допускай замены логических доводов выпадами, унижающими его достоинство. Оберегай интеллектуальный поединок от перерождения в состязание острословов, в демонстрацию пустого красноречия. Культура научного труда не приемлет враждебного, неприязненного отношения к альтернативной парадигме. Соблюдай главный принцип толерантности - ищи оппонента.

Выражайся просто и ясно. И.П. Павлов писал: «Идеалом ума, рассматривающего действительность, является простота, полная ясность, полное понимание... До тех пор, пока вы предмет не постигли, он для вас представляется сложным и туманным. Но как только истина уловлена, всё становится простым. Признак истины - простота, и все гении просты своими истинами».

Здраво оценивай уровень своей квалификации. Не стесняйся обращаться за консультациями к специалистам в других областях знания. Уважай авторитеты, но не полагайся на их непогрешимость. Помни наставление Галилея: «Тот, кто доказывает свои утверждения, ссылаясь исключительно на авторитеты и не прибегая ни к каким другим аргументам, должен быть причислен к глупцам».

Держи в поле зрения информационные системы, службы и средства своей области науки, познай их принципы и возможности. Следи за новинками литературы, овладевай навыками обращения с библиографическими указателями. Не жалей времени на пополнение собственной картотеки. Знай: будущее - за компьютерными системами научной информации. Изучи основные языки своей профессии».

Берков В.Ф., Философия и методология науки, М., «Новое знание», 2004 г., с. 297-300.