Подходы метафизики мешают изучать психологию по оценке Рудольфа Карнапа

«Биология всегда и с особым пристрастием выделялась метафизиками в качестве особой области, что нашло своё выражение, в частности, в витализме - учении об особенной жизненной силе.

Современные представители этого учения пытаются уйти от неясной, туманной формы, характерной для данного учения в прошлом, и сформулировать его понятийно ясным образом.

Вместо понятия жизненной силы используются понятия «доминанты» (Райнке, 1899) или «энтелехии» (Дриш, 1905).

Поскольку эти понятия не удовлетворяют требованию сводимости к данным опыта, они отклоняются научным миропониманием как метафизические.

Такая оценка распространяется и на так называемый «психовитализм», который говорит о вмешательстве души, о «ведущей роли духовного в материальном». Однако если выделить из метафизического витализма эмпирически доступное ядро, останется лишь тезис, что в органической природе процессы протекают по законам, которые не могут быть сведены к физическим законам. Более точный анализ показывает теперь, что этот тезис равнозначен утверждению, что определённые области действительности неподвластны единообразной и всепроникающей закономерности.

Понятно, что научное миропонимание может получить более чёткое подтверждение своим основным положениям в областях, уже достигших понятийной строгости: в области физики больше, чем в области психологии. Те языковые формы, которые мы до сих пор используем, когда говорим о психических явлениях, возникли в старые времена, на основе определённых метафизических представлений о душе. Формирование понятийного аппарата в области психологии осложняется, прежде всего, этими недостатками языка: метафизической нагруженностью и логической неправильностью, к чему добавляются ещё и определённые объективные трудности. Как следствие всего этого, большинство используемых в психологии понятий до сих пор определены явно неудовлетворительно; о некоторых понятиях вообще не установлено, являются ли они осмысленными или лишь выдаются за осмысленные в ходе языкового употребления. Таким образом, в области психологии ещё только предстоит начать теоретико-познавательный анализ, и работать в этой области гораздо труднее, чем в области физического. Попытка бихевиористской психологии истолковать все психические явления посредством телесного поведения, т. е. через доступный восприятию слой, близка по своей основной установке научному миропониманию».

Рудольф Карнап, Ганс Ган, Отто Нейрат, Научное миропонимание - венский кружок, в Сб.: Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное / Под ред. О.А. Назаровой, М., «Территория будущего», 2006 г., с. 71-72.