Бессмертие души / сознания – обзор идей авторов XVIII-XIX веков по И.И. Мечникову [продолжение]

Подобно тому как вначале половые сношения доставляют молодой женщине скорее страдания, чем наслаждение, подобно тому, как ребёнок плачет при рождении, точно так же и в жизненных впечатлениях, в продолжение долгого периода, страдания воспринимаются сильнее наслаждений, особенно при усиленной чувствительности. Но чувства и ощущения могут изменяться: они следуют определённому развитию, которое и приводит, при нормальных условиях, к психическому равновесию. Поэтому даже такой упорный пессимист, как мой приятель, кончил тем, что присоединился к моему оптимистическому  мировоззрению. Споры, которые мы вели так давно по этому поводу, привели нас к полнейшему соглашению. «Но для того чтобы понять смысл жизни, - говорил он, - надо долго прожить; без этого находишься в положении слепорожденного, которому воспевают красоту красок!»

Одним словом, на склоне лет мой приятель из бывшего пессимиста обратился в убежденнейшего оптимиста. Никоим образом не следует думать, что этот пример составляет исключение.

В «Этюдах о природе человека» я уже показал, что почти все пессимистические теории были задуманы молодыми людьми.

В пример были приведены Будда, Байрон, Леопарди, ШопенгауэрГартманн  и  Майнлендер. К ним можно было бы присоединить ещё много других менее известных имён. Часто спрашивал себя, как объяснить, что Шопенгауэр, философия которого была несомненно искренней и проповедовала возвращение к Нирване, в конце концов стал так дорожить жизнью, вместо того чтобы покончить с нею, как это сделал позднее Майнлендер.

Это объясняется тем, что Шопенгауэр достиг возраста, когда развивается чувство жизни. Очень известный современный невропатолог Мёбиус, в высшей степени тщательно изучивший биографию и сочинения Шопенгауэра, выводит из них, что к старости образ мыслей его принял оптимистический оттенок. Правда, Шопенгауэр никогда не отрекался от своего юношеского пессимизма; но это, по всей вероятности, зависело от того, что он не давал себе достаточного отчёта в настоящем значении своей психической эволюции. Пробегая сочинения современной психологии, я не нашёл в них изложения цикла развития человеческой души». 

Мечников И.И., Этюды о природе человека / Пессимизм и оптимизм, М., «Советская Россия», 1989 г., с. 331-334, 344-345 и 437-439.