Виды интеллекта по Альберту Великому

«Альберт Великий в своём анализе познавательного процесса, опирающемся на трактат Аристотеля «О душе», исходит из того, что разум, который до опыта подобен «чистой доске» (tabula rasa), - так что «nihil est in intellectu quod prius in sensu non erat», - постепенно приобретает знания при последовательном посредстве двух интенций.

Первая интенция (intentio prima) есть акт интеллекта, направленный на внешний объект, и сформированное таким образом понятие об определённой вещи; вторая же интенция (intentio secunda) предполагает акт интеллектуальной рефлексии, объектом которой выступают уже не вещи, а содержание самого мышления (т.е. универсальные понятия, логические законы и т.п.).

При этом универсалия как абстракция, содержащаяся «после вещи» (post rem) в человеческом разуме, представляет собой лишь один из трех возможных способов существования общей природы вещей («natura communis», о которой учил Авиценна): два других - это идея, актуально пребывающая «до вещи» (ante rem) в божественном Уме; и потенциально пребывающий «в вещи» (in re) индивидуализированный материей вид (species), или форма, которая, став при посредстве деятельного разума актуально интеллигибельной, делает вещь постижимой возможностным разумом.

В данном контексте - опять-таки со ссылкой на Авиценну - Альберт Великий  приводит и подробную классификацию степеней указанного постижения:

1) материальный интеллект (intellectus hyleaiis), потенциальный ко всякому познанию и потому подобный первоматерии, готовой к принятию любых форм;

2) хабитуальный интеллект (intellectus in habitu), уже владеющий соответствующим навыком и началами познания;

3) интеллект, владеющий познаниями и обращающийся к ним по своему усмотрению (intellectus in effectu); и

4) интеллект, сообразовывающийся с отделенными интеллигенциями, т.е. с умными сущностями, или ангелами (intellectus accomodatus).

Помимо способности к рациональному постижению, душа человеческая обладает, по Альберту Великому, совестью, которая сообщает ей моральные нормы как всеобщие принципы нравственного поведения, ведущего к будущему вечному блаженству при посредстве добродетелей - в частности, добродетелей стойкости (fortitudo), умеренности (temperantia), справедливости (justitia) и благоразумия (prudentia), чьи определения и внутренние подразделения заимствуются из «О нахождении» («De inventione») Цицерона: так, например, благоразумие включает в свой состав память (memoria), разумение (intelli-gentia) и предусмотрительность (providentia). 

Душа обладает также и свободной волей, которая, не подчиняясь никакой необходимости, способна совершать основанный на знании выбор (характерно, что из всех комментариев к «Никомаховой этике» Аристотеля именно комментарий Альберта Великикого, излагающий указанные положения его практической философии, считался наиболее авторитетным в средневековых европейских университетах)». 

Шишков А.М., Средневековая интеллектуальная культура, М., Издатель Савин С.А., 2003 г., с. 289-290.