Креативная / творческая встряска по Ю.М. Лотману

«Корр: Эйнштейн, как известно, мечтал об участи смотрителя маяка. А вашей работе мешают педагогические «перегрузки»?

Ю.М. Лотман: «Мне - не мешают. Преподавание я люблю и думаю даже, что не смог заниматься научной работой без педагогической.

Мысли у людей рождаются по-разному. Пушкин, например, мыслил только с пером в руке. Единственный раз в жизни он сочинил сцену для «Бориса Годунова» в седле и считал, что это лучшая сцена, но, приехав, он её... забыл, она осталась нам неизвестной. А Лермонтов или Маяковский, напротив, только записывали уже сочинённое, готовое.

У меня, как правило, мысль рождается, когда я говорю. И если какая-нибудь новая область меня очень интересует, я начинаю читать на эту тему спецкурс. Он для меня - выработка мыслей. А поскольку у нас на кафедре не принято повторять спецкурс дважды, я всегда выбираю для лекций ту тему, над которой буду работать через год».

Лотман Ю.М., О ценностях, которым нет цены (интервью для газеты «Ленинская смена») / Воспитание души, СПб, «Искусство-СПб», 2003 г., с. 236.

 

Эмоциональная встряска творческого коллектива по М.А. Захарову