Отделение церкви от государства и условия развития демократии по современной оценке Фарида Закария

Император Константин I перенёс в столицу Римской империи в Византию, официально переименовав город в «Новый Рим».

«Всё началось тогда, когда император Константин решил переехать. В 324 году от Рождества Христова глава величайшей империи в мире отправился на Восток. Он переместил свою столицу из Рима в Византии - старинное греческое поселение, находившееся у выхода из Босфора в Чёрное море и тотчас переименованное им в Константинополь.

Зачем же нужно было покидать Рим - легендарный имперский центр?

Константин объяснял, что сделал это «по велению Господа». С такого рода логикой спорить трудно, однако тщеславие и амбиции наверняка тоже сыграли свою роль. Константин отчаянно стремился оставить после себя великое наследие: если не победоносная война, то какой ещё способ лучше, чем воздвигнуть новую столицу? Такой ход был выигрышным и в политическом плане. Константинополь находился ближе к крупным культурным и экономическим центрам того времени, таким как Афины, Салоники и Антиохия (Рим тогда уже считался захолустьем). Кроме того, стратегически Константинополь был более удачным пунктом для защиты империи от врагов, главным образом - германских племен и персидских армий. Так в IV веке нашей эры эпицентр исторических событий оказался на Востоке.

Императоры не путешествуют налегке, и Константин не был исключением. Он переместил не только столицу, но и десятки тысяч её обитателей. Он реквизировал огромные запасы продовольствия и вина в Египте, Малой Азии и Сирии, чтобы накормить своих людей. Он рассылал по всей империи своих приспешников, чтобы те привозили в «новый Рим» произведения искусства. Мародёрство приобрело такие масштабы, что историк Якоб Буркхардт описал его, как «самые постыдный и грандиозный грабёж художественных произведений за всю историю, совершенный ради украшения [Константинополя]». Сенаторов и другую знать всячески подталкивали к переезду. В новом городе их ждали точные копии их прежних домов. Однако, взяв с собой большую часть своего двора, Константин всё же оставил на старом месте одного человека - римского епископа.

Происшедшее тогда отделение церкви от государства имело историческое значение и впоследствии сыграло для человечества судьбоносную, причём благотворную, роль.

Христианство превратилось в децентрализованную религию, объединявшую несколько самоуправляемых церквей. Хотя римский епископ номинально имел старшинство (ведь первым этот пост занимал Пётр, один из четырёх апостолов Христа), Рим теперь находился в отдалении от столицы империи. Другие влиятельные священнослужители, такие как епископ Константинополя и епископы близлежащих Антиохии, Иерусалима и Александрии, отныне жили в тени императора и быстро стали придатками государственной власти. Римская же церковь находилась вдали от дворцовой власти и интриг; она процветала и укрепляла свою независимость, что, в конце концов, позволило ей претендовать на мантию духовного пастора христианских народов.

По замечанию крупного британского специалиста по античности Эрнста Баркера, в результате такого разделения в Восточной империи (Византии) утвердилась власть государства, а в Западной империи (Риме) - суверенитет религии. Если быть более точным, на Западе власть стала предметом спора; в течение 1500 лет после осуществленного Константином переезда европейская история характеризовалась постоянными раздорами между церковью и государством. Из искр, высеченных в таких схватках, и возгорелось пламя человеческой свободы».

Фарид Закария, Будущее свободы: нелиберальная демократия вСША и за их пределами, М., «Ладомир», с. 18-19.