Распад русского рок-движения…

«Если мы возьмём более общий план - рок-движение в целом, то может статься, все наши претензии к Бориным коллегам за то, что они в 1987 г. повели себя как-то не так (непрозорливо, себе же во вред, еtс (Они утверждали, что Аквариуму нельзя участвовать в одном сборном концерте с представителями советской эстрады… – Прим. И.Л. Викентьева)), даже более наивны, чем надежды К. Шэффера на то, что производители оружия вдруг перестроятся на борьбу с раком.

Мы неоднократно отмечали, что рок - искусство прямого личного самовыражения, где грань между сценой и жизнью часто неощутима, и кроме особой искренности, эта его шаманская специфика поощряла и провоцировала всякого рода психическую неустойчивость, дополняя благородный нонконформизм обычным бытовым безобразием. Западная элита после очень недолгих колебаний решила, что пророков с электрогитарами выгоднее покупать, чем преследовать. И наши советские публицисты были недалеки от истины, когда ещё в 60-е годы писали о рок-н-ролльщиках, которые

«начав с песен протеста и завоевав с их помощью себе имя, переходят на производство коммерческих шлягеров, и трудно бывает разобраться, что за душой у этого певца».
Феофанов О., Тигр в клетке, М., «Детская литература», 1969 г., с. 71.

Переход из «грязи в князи» совершался с ошеломляющей быстротой. Пожалуй, ни в одной профессии карьеры не делались так быстро. И у рок-нуворишей, не имевших той респектабельности, которая свойственна «старым деньгам», внешние проявления успеха даже на цивилизованном Западе часто выглядели безвкусно и пошло. Ассортимент, знакомый нам теперь по «новым русским»: перстни с бриллиантами на каждом пальце (только что не на члене), демонстративная роскошь апартаментов, пьяные гонки на дорогих машинах, дебоши с ломанием антикварной мебели в ресторанах, еtс. Сами себе они по-прежнему казались молодыми бунтарями, которые бросают вызов буржуазным устоям. В действительности же представляли худшую разновидность буржуазии. Наглый пьяный толстосум, пользуясь своей безнаказанностью, куражится над окружающими людьми.

Масс-медиа с удовольствием акцентировали внимание именно на такого рода «революционности», и она становилась «рок-н-ролльной традицией». […]

 Рок-движение поражает нечто вроде эпидемии, болезнь проявляется с разной скоростью, с разной разрушительной силой и разными клиническими симптомами. То, что их объединяет - нарушение ценностной ориентации и интеллектуальное снижение: человек перестает понимать элементарные вещи, которые недавно были ему же самому абсолютно ясны, или это понимание вытесняется куда-то в «глубины подсознанья», откуда оно уже никак не влияет на совершаемые поступки.

Мы говорим о болезни, потому что в подавляющем большинстве случаев эти поступки не имеют рационального обоснования. Известным на весь Союз группам категорически не выгодно вписываться в одну афишу с болванчиками, разевающими рот под фонограмму. Не выгодно заключать договоры с никому не известными кооперативами в надежде «срубить» лишнюю сотню рублей, а потом терять тысячи и двое суток ждать пропавшую аппаратуру. Не выгодно напиваться перед концертом до поросячьего визга и тупо хамить на пресс-конференциях. […]

Собственно, упоминаемые в этой главе события 1989, тем более 90-91 годов уже не относятся к истории русского рока - но к частным биографиям выходцев из него. Последний эпизод, когда они ещё выступают организованно, как какая-то самостоятельная сила, противостоящая бюрократии и «советской эстраде» - концерт памяти Александра Башлачёва в Лужниках 20 ноября 1988 года: ДДТ, КИНО, КАЛИНОВ МОСТ, ЗООПАРК, ЧАЙ-Ф, С. Рыженко, А. Градский, А. Макаревич, АЛИСА, ТЕЛЕВИЗОР, Ю. Наумов, НАТЕ. Показательно, что в списке нет Гребенщикова, который в этот день «репетировал в Ленинграде с заезжими знаменитостями ЮРИТМИКС». […]

После этого рок как самостоятельный жанр со своей эстетикой, инфраструктурой и культурной средой в России перестаёт существовать. Отдельные его представители продолжают «творческую деятельность», то есть доживают внутри той самой системы, которой всю жизнь противостояли».

Смирнов И., Прекрасный дитлетант: Борис Гребенщиков в новейшей истории России, М., «Леан», 1999 г., с. 268, 273-274.


И скоро группа Аквариум уже принимала участие в сборных концертах, где выступали представители советской эстрады...

 

Возникновение, появление рок-н-ролла по Артемию Троицкому