Обучение начинающего певца – случай И.Д. Кобзона

Во время обучения в институте им. Гнесиных Иосиф Кобзон «… в промежутках между выходами на сцену в начале и конце спектакля бегал в Большой театр, Консерваторию или в какой-нибудь концертный зал, чтобы послушать знаменитостей. 

В то время для этого были условия -  бесплатные билеты для студентов творческих вузов. Эти билеты распределял вузовский комитет комсомола. Я как член комитета комсомола попросил, чтобы меня сделали ответственным именно за этот сектор. Поэтому все билеты сходились ко мне, и я их распределял. Естественно, себя не обижал. И так каждый вечер. За счёт этого удалось резко поднять свой культурный уровень. Козловский, Лемешев, Лисициан, все премьеры, все выдающиеся музыканты страны и мира (такие, как Марио Лель Моно) заочно становились моими учителями.

Я жадно вбирал в себя их лучшие уроки. Для этого подходило всё: и амфитеатр, и балкон, и даже место за сценой...

С детства, сколько себя помню, я всегда любил слушать, как поют другие, и всегда пел сам. Откуда во мне это взялось? Не знаю. Мама моя - юрист. И хотя она и пела, пела, как тогда пели почти все. Других развлечений почти не было. Долгими вечерами при керосинке ничего не оставалось, как только пить и петь.

Но у нас почти не пили. Зато много пели. И всё-таки искать какие-то «гены пения» именно в этом нельзя. Потому что тогда такие гены обнаружатся почти у всех людей того времени. А других генов я что-то не нахожу».


Кобзон И.Д., Как перед Богом, М., «Известия», 2006 г., с. 33-34.