Эффект подражания Западу – оценка М.Н. Задорнова

«Первейший   признак   режиссёрско-киношной бездарности - подражание Голливуду.

Вместе с американцами к 200-летию Н.В. Гоголя наши сняли фильм по его повести, называется «Ведьма». Заостряю ваше внимание, автор - Николай Гоголь! Вот цитата из аннотации: «Журналист Айвен Беркофф должен отслужить три ночных мессы по погибшей дочери шерифа». Бедный Николай Васильевич! Хорошо, что не дожил до своего 200-летия.

Даже в «Тараса Бульбу» и то закрались рейтинговые «нотки голливудского триллера». Устрашающий хруст костей во время пытки Остапа перед казнью. Как описывал этот момент в своей повести Николай Васильевич: «Не буду утомлять описанием ужасов пыток Остапа...» Какое уважение к читателям! Однако у сегодняшних киношных маркетинг- и фокус-групп другое мнение. По их правилам, не Гоголя надо слушаться, а Тарантино. Простите за каламбур, но получился этакий гоголь-моголь из «Тараса Бульбы» и «Билла-2».

Правда, молодёжи нравится. Многие после просмотра выходили из кинотеатра со слезами на очень удивленных глазах. Надо ж, Гоголь, ваще, жесткач выдал! Нужно этого Гоголя почитать. Интересно, какой у него сайт? Многих «торкнуло» гоголевское фэнтези: на глазах отца пытают сына, а отец кричит: «Добре, сынок!» Так даже Голливуд не вставляет! Дерзкий батя. А когда он к младшему с предъявой: чем я тебя породил, тем я тебя и убью! Реально, жесть! Трэш! Неужели православные папани на такое способны? Надо будет со своим батей поосторожнее. Он ведь тоже православный.

Не знаю... Может, кого-то новодел «Тараса Бульбы» и зацепил. Особенно тех, кто «дерзкого» Гоголя не читал и благодаря перемешавшимся юбилейным телерекламам уверен, что Гоголь и Пугачёва - близкие родственники, раз один юбилей праздновали на двоих. Но у меня после просмотра не просто «встал вопрос», он вскочил: почему я должен переживать за этих немытых, вонючих и грязных русских казаков, которые пьют, орут, дерутся, дебоширят, убивают с такой же легкостью, с какой мы шлёпаем комаров? В повести Гоголя они любят свою землю, поэтичны, остроумны, не орут на протяжении всей повести, не рычат друг на друга, в них нет агрессии, а есть желание защитить свои реки, озёра, степи, острова, свои семьи, свою Веру! Они любят Отчизну! Отчизна для них - их семья, их земля. Конечно, киноавторы не могут этой любви к Отчизне почувствовать, поскольку сами любят не Родину, а рейтинг. Короче, хотели как лучшее получилось по Черномырдину. Погнались за известными голливудскими формулами успеха. Но Голливуд и Гоголь несовместимы, как мясокомбинат и консерватория. Получился гоголь-моголь. Всё равно что в зале имени Чайковского разместить на сцене кулинарию.

Что отличает талант от бездарности? У таланта всегда есть достоинство! Пушкин и Лермонтов могли быть не самыми приятными в общении людьми. Но они никогда бы не позволили себе предательство. Сегодняшние киноделяги-бездари готовы на любое предательство - даже унизить Отчизну, лишь бы их заметили на Западе. К примеру, один из последних фильмов о нашем первом космонавте. Какой же «ушат кривды» вылил режиссёр на советских космонавтов! А заодно и на один из самых романтических городов нашей юности - Байконур. Будучи студентами, а потом и молодыми инженерами, мы с агитбригадой Московского авиационного института не раз бывали в этом сердце советской космонавтики. Я помню, как мы сидели поздно вечером у костра с первыми советскими космонавтами, и один из них признался мне, что, если полетит в космос, обязательно возьмёт с собой маленькую иконку, подаренную ему бабушкой:

- Всё-таки я там буду ближе к Богу!

Почему сценарист и режиссер представили всё в чёрном цвете, а заодно и этих чудных людей, мечтавших о подвиге, веривших в Бога искренне, не для карьеры. Ведь в то время никакая вера не поощрялась, кроме веры в КПСС. Причина такого гаденького представления нашего прошлого банальна: выслужиться перед Западом.

К сожалению, рождённый ползать даже не подозревает, что можно летать! Зато знает, что можно снимать кино о том, как надо ползать».

Задорнов М.Н., «9 рвота», еженедельник «Телевидение и Радио» (СПб), 2009 г., N 44, с. 8.