Эдгар По публикует программную статью: Философия творчества

Эдгар По публикует статью: Философия творчества / The Philosophy of Composition, где один из первых в современной истории формулирует идею, что творческое произведение может быть не только продуктом капризного «озарения», но работать в союзе с точным расчётом.

Написанное иллюстрируется рассказом о «вычислении» стихотворения Ворон / The Raven, которое было опубликовано 29 января 1845 года в газете «New York Evening Mirror» и сразу же принесло Эдгару По известность.

Процитируем ряд характерных фрагментов из статьи Философия творчества:

«Я предпочитаю начинать с рассмотрения того, что называю эффектом. Ни на миг не забывая об оригинальности - ибо предаёт  сам  себя  тот,  кто  решает отказаться от  столь  очевидного  и  легко  достижимого  средства  возбудить интерес, - я  прежде  всего  говорю  себе:  «Из  бесчисленных  эффектов  или впечатлений, способных воздействовать на сердце, интеллект или (говоря более общо) душу, что именно выберу я в данном случае?»

Выбрав, во-первых,  новый, а во-вторых, яркий эффект, я соображаю,  достижим  ли  он  лучше  средствами фабулы или интонации  -  обыденной  ли  фабулой  и  необычайной  интонацией, наоборот ли, или же необычайностью и фабулы и интонации; а впоследствии  ищу окрест себя или, скорее, внутри себя такого сочетания событий  и  интонаций, кои наилучшим образом способствовали бы созданию нужного эффекта.

Я часто думал, какую интересную статью мог бы написать любой литератор, если бы он захотел, то есть если бы он смог в  подробностях,  шаг  за  шагом проследить  те  процессы,  при  которых  любое  его  произведение   достигло окончательной завершенности. Почему подобная статья никогда не была выдана в свет, решительно не могу сказать, но, быть  может,  пробел  этот  в  большей степени обусловило авторское  тщеславие,  нежели  какая-либо  иная  причина.

Большинство литераторов, в особенности  поэты,  предпочитают,  чтобы  о  них думали,  будто  они  сочиняют  в  некоем  порыве   высокого   безумия,   под воздействием экстатической интуиции,  и  прямо-таки  содрогнутся  при  одной мысли позволить публике заглянуть за кулисы и увидеть, как  сложно  и  грубо работает мысль, бредущая на ощупь; увидеть, как  сам  автор  постигает  свою цель только в последний  момент;  как  вполне  созревшие  плоды  фантазии  с отчаянием отвергаются  ввиду  невозможности  их  воплотить;  как  кропотливо отбирают и отбрасывают; как мучительно делают  вымарки  и  вставки  -  одним словом,  увидеть  колёса  и  шестерни,  механизмы  для  перемены  декораций, стремянки и люки, петушьи перья, румяна и мушки, которые в девяноста  девяти случаях из ста составляют реквизит литературного лицедея.

С  другой  стороны,  я  сознаю,  что  автор,  способный  шаг  за  шагом проследить свой путь к достижению  намеченной  цели,  -  явление  отнюдь  не частое. Как правило, идеи возникают  хаотично,  подобным  же  образом  их  и выполняют и забывают.

Что до меня, то я не сочувствую подобной скрытности  и  готов  в  любую минуту без малейшего труда восстановить в памяти  ход  написания  любого  из моих  сочинений;  и  поскольку  ценность  анализа  или  реконструкции,  мною желаемой, совершенно не зависит от какого-либо реального  или  воображаемого интереса, заключенного в самой анализируемой вещи,  то  с  моей  стороны  не будет нарушением приличий продемонстрировать modus operandi (Способ действия - Прим. И.Л. Викентьева),  которым  было  построено  какое  угодно   из   моих   собственных произведений. Я выбираю «Ворона» как вещь, наиболее известную.  Цель  моя  - непреложно доказать, что ни один из моментов в его создании  не  может  быть отнесён на счёт случайности или интуиции, что работа, ступень  за  ступенью, шла к завершению с точностью и жесткою последовательностью, с какими  решают математические задачи.

Отбросим как не относящуюся к стихотворению  per  se  (Как  к  таковому – Прим. И.Л. Викентьева) причину или, скажем,  необходимость,  которая  и  породила  вначале намерение написать некое стихотворение, способное  удовлетворить  вкусы  как широкой публики, так и критики».

 

Эдгар По, Философия творчества,  в Сб.: По А.Э, Стихотворения. Новеллы. Повесть о приключениях  Артура  Гордона Пима. Эссе, М.,  «Аст», 2003 г., с. 707-709.


Продолжение »