Творческий метод в преподавании по А.П. Минакову [продолжение]

Начало


В самом деле, почему бы не сообщить студентам, например, об обстоятельствах, вызнавших изучение закона падения тяжёлых тел на Земле. Великий Сулейман, собиравшийся завоевать Адриатику в 1537 г., готовился напасть на Венецию. Тогда великий самоучка и патриот, сын извозчика Никколо Тарталья, изучавший, под каким углом можно добиться наибольшего расстояния полёта снаряда, опубликовал результаты этих исследований в своей Nova Scientia, сопроводив работу следующими словами посвящения герцогу Урбинскому, командовавшему тогда венецианской армией: Так как я вижу, что волк подкрадывается к нашему стаду и что все наши пастухи готовятся к защите, то мне представляется предосудительным скрывать далее эти вещи и потому я решил ознакомить с ними - частью письменно, частью устно - каждого истинного христианина, чтобы каждый был лучше вооружен как для нападения, так и для защиты. Тот же Тарталья, ища способов поднять со дна родной гавани затонувшие в ней отечественные корабли, приходит к понятию удельного веса, развитому позже Галилеем.

Верёвочный многоугольник открыт Иваном Бернулли и доработан Вариньоном в связи с вопросом о наивыгоднейшей форме надутых ветром парусов военных кораблей. Так называемые углы Эйлера найдены Эйлером в результате изучения им качаний корабля на волнах и поведения летящего в воздухе артиллерийского снаряда, - изучении, предпринятых им в Петербурге по заданию русского правительства.

Известная Теорема Карно в теории неупругого удара открыта Лазарем Карно потому, что он был организатором военных побед революции и возводил крепости для защиты отечества от интервентов и от ударов вражеских снарядов. Широкое использование в лекциях этого богатейшего исторического материала - это второе направление введения в наложение курса элементов историзма.

Третье направление - это включение в лекцию биографических сведений о творцах науки. Наш педагогический опыт показывает, что живой, яркий показ образцов таких корифеев мировой науки, как Галилей, Кеплер, Лагранж, д'Аламбер, И. Бернулли, Араго, Кориолис, Леверье и др., помогает не только раскрыть перед студентами методику и технику научных исследований, но и вдохнуть в наших слушателей тот научный пафос, то страстное отношение к науке, которыми горели эти великие учёные.

После того как мысль учащихся будет приведена при помощи указанных нами путей к сознанию естественности и необходимости известной научной истины, после того как студент почувствует и освоит её содержание и сущность, можно и должно перейти к математическому оформлению этой мысли. Обратный порядок, по нашему мнению, недопустим; а между тем, в преподавании в вузах нередко начинают именно с математического оформления некоторого понятия, теоремы и т.п., совершенно забывая о физической сущности, генезисе их. Такой путь, понятно, порождает вреднейший формализм знаний, непрочность их и ведёт к полному отсутствию у студентов чувства конкретного и интересу к предмету.

Переходя ко второй нашей мысли, а именно, значения для учащегося вуза всего педагогического процесса в целом, ограничимся здесь лишь некоторыми соображениями по данному вопросу. Педагогический процесс в целом, действуя, конечно, на интеллект учащихся, оказывает вместе с тем несомненное и очень сильное влияние и на их волю, качество эмоций, эстетические чувства и даже на мораль. В этом отношении педагог никогда не должен забывать, какое огромное значение в дальнейшей деятельности его учеников имеет не только владение данной дисциплиной, но и слагающееся в них в процессе обучения отношение к этой науке.

Каждому преподавателю любой школы (средней, специальной, высшей) известно, что отношение учащегося к предмету, а отсюда и к науке, может быть различным. Оно может вызвать у одних ненависть, отвращение, у других нелюбовь, безразличие, у третьих интерес, любовь и, наконец, страсть - одержимость (в смысле Павлова). В данном случае вся ответственность лежит почти исключительно на педагоге, так как, вне всякого сомнения, всякий изучаемый слушателем предмет навсегда, на всю жизнь ассоциируется в его сознании с лицом, обучавшим его этому предмету.

Знаменитый врач и ученый Видаль, открывший возбудителя брюшного тифа, говорит в своих лекциях (цитирую по книге проф. М. Кончаловского Клинические лекции): Лекции в студенческой жизни составляют только момент, по этого момента достаточно, чтобы оставить в тайниках их памяти неизгладимые следы. Воспоминания о школьном преподавании сохраняются на всю жизнь, они делаются помимо нашего желания как бы догматами веры.

Это воспитывающее действие педагогического процесса и личности педагога нельзя подменить никакими ухищрёнными методами преподавания: личность не может формироваться сама по себе, без участия другой личности.

Указанное значение личности педагога налагает на него очень большую ответственность и требует усиленной и постоянной работы над собой. Педагог обязан очень много трудиться для совершенствования себя как преподавателя; для этого ему нужно всё время изучать не только свой предмет, его историю и философию, но и совершенствовать технику своего преподавания. В этом отношении деятельность педагога очень близка к деятельности артиста.

Проф. Видаль, которого мы уже цитировали, говорит по этому поводу следующее: Книга бездушна, и на её страницах мысль заключена в тесное, неизменное выражение. Лекция же это жизнь, она похожа на совершающееся перед вами действие, и лектор должен пользоваться всеми данными, пока он не почувствует, что в мысли слушателей проникла та идея, которую он хотел в них запечатлеть.

Излагая слушателям строго и точно сложный мозговой материал, педагог должен чувствовать жизнь аудитории и совершать лекцию вместе с нею, а не перед нею, переживая каждый раз при изложении давно известного ему материала всю свежесть и новизну его первого восприятия. Но задача педагога на этом не кончается. Он должен работать над собой, как личностью, как человеком; он должен воспитывать, прежде всего, себя, предъявлять к себе строгие требования в отношении собственной дисциплины, честности, бескорыстности, и вообще всех тех качеств, которыми должен быть наделён гражданин нашей великой Родины. Наконец, он должен любить свой предмет, свою работу и свою аудиторию и гореть перед нею живым пламенем научной страстности.

Минаков А.П., Творческий метод в преподавании, цитируется по книге: Лишевский В.П., Педагогическое мастерство учёного. О преподавательской деятельности профессора А.П. Минакова, М., Наука, 1975 г., с. 102-109.