Типовые ошибки в организации театральной деятельности по А.В. Эфросу

«...вот откровения другого большого художника - режиссёра Анатолия Эфроса, «из записных книжек» которого и заимствованы эти строки. […].

«Существует ли театр, где:

- актриса не скандалила бы с костюмершей, а костюмы были приготовлены в срок;

- где дырку в заднике зашивали бы без дополнительной просьбы;

- где не ругали бы автора, как только он выйдет за дверь, а он бы, в свою очередь, не шептал бы на ухо режиссёру о том, что ему ненавистен такой-то актёр;

- где не было бы злых глаз у тех, кто в новом спектакле не занят, и дружба и художественное взаимопонимание продолжались бы вне зависимости от того, участвует актёр в данной работе или нет;

- где режиссёр умел бы хорошо проводить репетицию и являлся бы для всех примером;

- где актёры приходили бы на репетицию не на 10 минут позже, а на 10 минут раньше;

- где понимали бы, что спектакль - это тонкая музыка, а не бренчание на рояле;

- где знали бы, что такие понятия, как новое и старое, - понятия относительные и меняются беспрерывно;

- где не удовлетворялись бы своим чисто внешним положением в искусстве;

- где не играли бы на публику;

- где не сулили бы об успехе спектакля в зависимости от громкости смеха публики и количества аплодисментов; - где было бы уютно в репетиционных помещениях;

- где актёры бы физически разминались перед началом работы и не выглядели бы заспанными или чем-то посторонним расстроенными уже с утра;

- где в постановочной части не говорили бы «нет» прежде, чем что-то обдумать;

- где на собраниях разговаривали бы на творческие темы; - где в стенной газете не писали бы только о незанятости, а писали о чём-то другом;

- где не сообщали бы о своей болезни за 15 минут до начала репетиции; - где бы чувствовали цельность спектакля и заботились о том, чтобы эта цельность сохранялась;

- где бы презирали свои штампы;

- где бы не сидели на репетициях с напускным равнодушием, дабы не показаться слишком зависимым;

- где бы в кулуарах не повышали друг на друга голоса;

- где бы подготавливали самостоятельные интересные художественные программы, вместо того чтобы зарабатывать деньги на старом избитом концертном репертуаре;

- где бы хорошо понимали, что такое пошлость, и умели бы её избегать;

- где бы любили искусство, а не себя в искусстве, как когда-то сказал чудак Станиславский. Конечно, такой театр есть. Только где он? И как туда проехать?».

Саруханов В.А.,  Азбука телевидения, или Что, как и почему?.., СПб, «Всемирное слово», 2005 г., с.125-126.