Инварианты восприятия музыки по Эрнсту Маху

«…остаётся непонятным ещё один важный факт, объяснение которого, безусловно, должно быть дано более полной теорией.

Слыша два ряда тонов, начальные тоны которых различные, но в которых отношение чисел колебаний между двумя смежными тонами одинаково, мы в обоих непосредственно, одним ощущением, узнаём одну и ту же мелодию точно так же, как мы в двух геометрически подобных, одинаково расположенных фигурах узнаём одну и ту же фигуру.

Две одинаковые мелодии в различных регистрах можно назвать звуковыми фигурами равной звуковой формы или сходными звуковыми фигурами.

Нетрудно убедиться, что означенное распознавание мелодий отнюдь не связано с употреблением обычных музыкальных интервалов или часто встречающихся более простых отношений чисел колебаний. Если на скрипке или вообще на каком-нибудь многострунном инструменте вызвать на некоторых свободных струнах какие-нибудь негармонические звуки и затем на грифе укрепить клочок бумаги, разделённый самым произвольным и сложным образом на части, то можно соединять одни и те же точки деления в какой угодно последовательности, переходя с одних струн на другие.

Хотя в этих звуках не будет ничего музыкального, можно все же узнать на каждой струне одну и ту же мелодию. Результаты опыта не бывают более убедительными, когда деление производится в иррациональных отношениях.

Удаётся это в действительности только приблизительно. Человек музыкальный может ещё  утверждать, что среди известных музыкальных интервалов он слышит близкие к ним или лежащие между ними. Необученные певчие птицы пользуются только в исключительных случаях музыкальными интервалами».

Эрнст Мах, Анализ ощущений и отношение физического к психическому, М., «Территория будущего», 2005 г., с. 243.