Перипетия – как драматургический приём по Аристотелю

«Перипетия, как сказано, есть перемена событий к противоположному, притом, как мы говорим, по законам вероятности или необходимости.

Так, в «Эдипе» (вестник), пришедший, чтобы обрадовать Эдипа и освободить его от страха перед матерью, объявив ему, кто он был, достиг противоположного, и в «Линкее» - одного ведут на смерть, а Данай идет за ним, чтобы убить его, но вследствие хода событий последнему пришлось умереть, а первый спасся».

Аристотель, Поэтика. Риторика, СПб, «Азбука-классика», 2010 г., с. 38.


Современное пояснение сценариста:

«Размышляя о том, почему современная драматургия имеет трёхактную структуру, вспомните Аристотеля. Он учился вместе с Платоном и был наставником Александра Македонского. Аристотель - автор многих произведений, но его «Поэтика» до сих пор актуальна.

Вот как он определял конструкцию драматического произведения:

«...фабула, так же как и в трагедиях, должна быть драматична по своему составу и группироваться вокруг одного цельного и законченного действия, имеющего начало, середину и конец».

Аристотель был убеждён, что «начало и как бы душа трагедии - это фабула, а второе - характеры». «Подобное бывает и в живописи. Если кто размажет самые лучшие краски в беспорядке, тот не может достичь даже такого удовольствия, как набросавший рисунок мелом».

Некоторые открытия Аристотеля имеют особое значение для драматургии. Он сформулировал понятие «Перипетия», которое определил как «перемена происходящего к противоположному», а также «Узнавание» - «переход от незнания к знанию».

Аристотель соединил оба понятия в одно общее: «Тогда две части Фабулы, Перипетия и Узнавание, направляют неожиданности». Аристотель определял характер как «то, в чём проявляются решения людей - что человек предпочитает, а чего избегает». Более того, «не выражают характера те речи, в которых неясно, что известное лицо предпочитает или чего избегает; или такие, в которых совершенно не указывается, что предпочитает или чего избегает говорящий»».

Скип Пресс, Как пишут и продают сценарии в США для видео, кино и телевидения, М., «Триумф», 2004  г., с. 21-22.