Высшая творческая способность по Бонавентуре

Бонавентура пишет трактат: Путеводитель к Богу / Itinerarium mentis in  Deum.

Если изложить суть работы упрощённо и на современном языке, то постулируется шесть способностей души: ощущение, воображение, смысл, понимание, ум и вершина души –  «светоч синдерезы».

Последняя – высшая творческая способность, которая превосходит все другие способности и обозначает откровение Бога, воссоединение с Богом через озарение, неземной свет (иллюминацию). Подобное откровение было дано Франциску Ассизскому в виде шестикрылого серафима…

Для высшего описания этого состояния не хватает ни разума, ни слов…

Вот как об этом пишет автор трактата:

«Итак, пройденные нами шесть ступеней размышления - это словно шесть  ступеней трона истинного Соломона, приведшие нас к миру, где истинно мирный  человек вкушает покой в мире души, словно во внутреннем Иерусалиме. Эти  ступени подобны также шести крыльям серафима, благодаря которым душа,  преданная истинному созерцанию, преисполненная озарением высшей мудрости,  готова к полёту. Эти ступени созерцания подобны и шести первым дням  творения, в течение которых душа проявила свою деятельность, чтобы достичь  субботы покоя. Последовательно наша душа созерцает Бога в окружающем мире  через следы и в следах, в себе - через образ и в образе, выше себя - через  отражение божественного света, отсвечивающего в нашей душе, и в самом свете,  в соответствии с возможностями нашего положения как паломников в этой жизни  и подготовленностью нашей души. Когда же душа наконец достигнет шестой  ступени, чтобы узреть в высшем Первоистоке, в посреднике между Богом и  людьми, Иисусе Христе, то, подобное чему в творении вообще невозможно найти  и что превосходит возможности человеческого понимания, остается нам только  то, чтобы это умозрение перешло и вышло за пределы не только этого  воспринимаемого чувствами мира, но и поднялось также и над уровнем души. В  этом переходе Христос - это путь и дверь, Христос - это лестница и судно, а  также сень над ковчегом Завета и «тайна, скрывавшаяся от вечности»».