Творческие инстинкты детей и задачи педагогики по Марии Монтессори

«Когда труд входит в привычку - интеллектуальный уровень быстро растёт,  а организационный порядок способствует усвоению хорошего поведения как привычки»

Мария Монтессори, Тайны детства, 1939 год.


Мария Монтессори cчитала, что исследование - это основной вид поведения человека с самого его появления.

«…люди делают выводы и действуют, а также регулируют свою жизнь только с учётом организационной и рациональной сторон жизни общества. Они хотят обеспечить и усилить организацию, как если бы исключительно они были её творцами. Они вовсе не думают о важной основе организации, а беспокоятся о её контроле со стороны человека; их самое сильное стремление - найти лидера.

Сколько людей надеется на нового мессию, гения, у которого достанет сил властвовать и организовывать? После Первой мировой войны было предложено основать центр подготовки лидеров, поскольку оказалось, что никто из существующих лидеров не обладал необходимыми качествами или не мог влиять на события. Были сделаны попытки с помощью «психологических тестов» определить лучших представителей человечества, молодых людей, которые в школьные годы демонстрировали соответствующие наклонности, и продвигать их на должности, облечённые властью. Но кто мог обучить их, если никто не подходил для этой миссии?

Дело не в нехватке лидеров, или, по крайней мере, вопрос этим не ограничивается. Проблема гораздо шире. Дело в самих массах, которые совершенно не подготовлены к общественной жизни в нашей цивилизации. Отсюда возникает проблема, как воспитать массы, перестроить характер индивидуумов, собрать сокровища, таящиеся в каждом из них, и увеличить их ценность. Ни один глава государства в одиночку эту проблему не решит, как бы ни был велик его гений.  Никто и никогда не решит эту проблему, опираясь на массы недоразвитых.

Это самый насущный и мучительный вопрос нашего времени: уровень огромного количества людей ниже, чем ему следовало быть. […] Важнейшей задачей образования должны стать защита и сохранение нормальности, которая в силу своей природы тяготеет к центру совершенства. Вместо этого сегодня мы лишь искусственными способами готовим людей аномальных и слабых, предрасположенных к психическим заболеваниям, которым нужно беспокоиться о том, как бы не соскользнуть к периферии, на которой они станут изгоями общества.

То, что происходит сегодня, является настоящим преступлением, предательством интересов человечества, и воздействие этого процесса на каждого может погубить нас. Огромная масса неграмотных, составляющая половину мира, не очень отягощает общество. Страшнее то, что, сами того не ведая, мы пренебрегаем созиданием человека и топчем сокровища, которые Господь вложил в каждого ребёнка. И, тем не менее, именно здесь кроется источник тех моральных и интеллектуальных ценностей, которые могут поднять весь мир на более высокий уровень. Мы взываем перед лицом смерти и жаждем спасти человечество от уничтожения, но мы должны думать не об избавлении от смерти, а о собственном росте и о судьбе человечества. Не страх смерти, а знание об утраченном рае должно быть нашим горем.

Наше невежество таит в себе величайшую опасность. Мы знаем, как искать жемчуг в устричных раковинах, золото в горах и уголь в земных недрах, но мы и не догадываемся о духовных ростках, о той творческой небуле, которую таит в себе ребенок, когда вступает в наш мир, чтобы возродить человечество. Если бы спонтанные формы организации, которые мы только что описали, были приняты в обычных школах, это могло бы творить чудеса. Вместо этого учителя не верят в то, что дети являются активными учениками. Они подгоняют и поощряют, наказывают и награждают, чтобы стимулировать работу ребёнка. Они прибегают к соревнованию, чтобы добиться умножения усилий. Можно сказать, что все вынуждены охотиться за злом, чтобы сразиться с ним. Типичный подход взрослых заключается в том, чтобы всегда искать плохое, чтобы победить его. Но исправление ошибок зачастую унижает и обескураживает, и поскольку образование базируется на этой основе, за этим следует снижение уровня общественной жизни. В современных школах нельзя списывать, а помощь другому считается преступлением. Принимать помощь так же зазорно, как и оказывать её, поэтому единство, о котором мы говорим, не может сформироваться. Нормальный уровень понижается за счёт правил, которые вводятся безо всяких на то оснований. На каждом углу мы слышим: «Не играй», «Не шуми», «Не помогай другим делать их работу», «Не говори, пока к тебе не обратятся». Приказания вызывают негатив.

Что можно сделать в такой ситуации? Даже если учитель старается поднять уровень класса, он никогда не сделает этого так, как сделали бы дети. В лучшем случае он говорит: «Не завидуйте, если кто-то делает это лучше вас», «Не мстите, если кто-то вас обидел». Это опять сплошные отрицания. Общая идея заключается в том, что все вокруг порочны, а мы должны исправлять их, насколько это возможно.

Но зачастую дети способны на такое, о чём педагог не может и помышлять. Они восхищаются теми, кто делает что-то лучше них. Это больше, чем просто не завидовать. Некоторые духовные способности нельзя пробудить, если они уже не существуют. Но если они существуют и проявляются инстинктивно (как это на самом деле и бывает), ещё более важно поощрять и развивать их. То же самое можно сказать и относительно мести. Зачастую ребенок может помириться со своим врагом, но никто не может заставить его сделать это. Можно почувствовать любовь и симпатию даже по отношению к обидчику, но никто не может добиться этой симпатии по отношению к другому. Возможно, кому-то захочется помочь своему менее сообразительному товарищу, но его нельзя к этому принудить. Эти естественные чувства, как я уже говорила, необходимо поощрять. […]

Ещё одно отрицательно сказывающееся действие - остановка работы в определенное время согласно установленному расписанию. Они говорят ребёнку: «Не занимайся долго одним и тем же. Ты можешь устать» - и это в то время, когда он выказывает очевидную потребность приложить все свои силы. Те школы, которыми мы сегодня располагаем, не способны помочь творческим инстинктам детей, получающим истинное удовольствие от деятельности, радость от тяжелого труда, от красоты работы, от утешения несчастного и помощи слабому.

Я бы сравнила соотношение между обычными школами и школами, приведёнными к норме, с соотношением между Ветхим и Новым Заветами. Десять заповедей Ветхого Завета «Не убий», «Не укради» представляют собой отрицание посредством закона, которое нужно было людям, поскольку они ещё были тёмными, и разум их был смущен. Но в Новом Завете Христос, как и дети, даёт позитивные заповеди, такие как «Любите врагов ваших». В то время как тем, кто ощущал свое превосходство над другими, поскольку соблюдал закон и хотел, чтобы им за это восторгались, Он говорил: «Я пришёл привести грешников к раскаянию».

И всё же только учить людей этим заповедям недостаточно. Бесполезно говорить: «Любите врагов своих», если мы ограничиваемся тем, что произносим эти слова в церкви, а не на поле битвы, где происходит как раз противоположное. Когда мы говорим «Не убий», мы концентрируем свое внимание на том зле, от которого хотим себя оградить, как если бы доброта была невозможна. Любить своих врагов кажется настолько невозможным, что это остается пустым идеалом. А почему? Потому что в душе человека нет источника добра. Возможно, когда-то он был, но сейчас умер и похоронен. Если в течение всего периода обучения поощряются соперничество, конкуренция и амбиции, то, как мы можем надеяться, что люди, выросшие в этой атмосфере, станут добрыми в возрасте двадцати или тридцати лет просто потому, что кто-то проповедует добро? Я утверждаю, что это невозможно, поскольку не было никакой подготовки для жизни духовной.  

Важны не проповеди, а творческие инстинкты, поскольку это и есть реальность. Дети поступают согласно своей природе, а не из-за увещеваний учителей. Добро должно рождаться из стремления к взаимопомощи, из единства, возникшего в результате духовной сплочённости.  Это общество, созданное на основе сплоченности, которую открыли нам дети, лежит в основе всех социальных организаций. По этой причине я поддерживаю ту точку зрения, что мы, взрослые, не можем учить детей в возрасте от трёх до шести лет. Мы можем лишь с пониманием наблюдать за ними и следить ежечасно за их развитием в бесконечных упражнениях. То, что дала им природа, развивается на основе труда. Природа предлагает внутренние ориентиры, но для развития чего бы то ни было в любой области нужны постоянные усилия и опыт. Если это невозможно, никакие проповеди не помогут. Рост происходит благодаря активности, а не в силу интеллектуального понимания. Поэтому образование так важно для малышей, особенно в возрасте от трёх до шести лет, поскольку это эмбриональный период развития характера и общества (так же как период с рождения до трёх лет является периодом формирования разума, а дородовый - тела). То, чего достигает ребёнок в возрасте от трёх до шести лет, зависит не от догматов, а от божественного руководства, ведущего его к строительству духа. Это зачатки поведения человека, и развиваться они могут только в подобающей атмосфере свободы и порядка».

Мария Монтессори, Впитывающий разум ребёнка, СПб, «Благотворительный фонд «Волонтёры», 2009 г., с. 261-265.