Исследовательские темы
(от 29.11.2023)Одна из целей создания портала VIKENT.RU – проведение исследований механизмов креативности / творчества.
Ниже мы публикуем список возможных тем для Ваших исследований и будем постепенно его дополнять.
Творческая личность
2.1. Процитируем тезис: «На общем собрании РАН (1994) выступал Д.С. Лихачёв, которому присудили Большую золотую медаль им. Ломоносова. Говорил он, как всегда в последние годы, о культуре. В докладе прозвучали тезисы, для меня новые и, возможно, спорные. Многие (все?) великие произведения не были законченными («Евгений Онегин», «Братья Карамазовы», «Война и мир»). Великие произведения делались не в одном, уже устоявшемся стиле, а обычно включали в себя элементы двух стилей - старого и нового».
Золотов Ю.А., Делающие науку. Кто они? Из записных книжек, М., «КомКнига», 2006 г., с. 62.
Вопрос: Как можно иначе объяснить «эффект незаконченности»? Можно ли как-то управлять созданием выдающихся произведений?
2.2. В каких условиях – где и когда – невозможно творчество высокого уровня?
2.3. Каковы факторы, под действием которых творческая личность, оставаясь в расцвете сил, перестаёт творить?
2.4. Каковы механизмы деградации (увы, это часто бывает) творческого человека?
2.5. Задача Г.С. Альтшуллера: как изобразить в художественном произведении результативного (!) учёного будущего?..
2.6. «В книге писателя Снегова С.А., Люди как боги, СПб, 1992 г., с. 20, сформулировано следующее, в основе своей философское положение: «Пока человечество в целом ниже того уровня, какой ему внутренне присущ. Мы пока не дорастаем до себя - вот беда нашего времени!». Однако возникает вопрос: а не есть ли это «недорастание» вечной проблемой, которую человечество постоянно будет решать, но никогда окончательно не решит? В опыте мировой культуры никогда не наблюдалось полного совпадения внутренних потенциальных возможностей и их реального воплощения. Культура выживает и развивается тогда, когда есть избыточность (резервность). Такова всеобщая закономерность». (Вопрос В.Ф. Овчинникова)
2.7. «Почему столь велико различие между частотой появления потенциальных, развившихся и реализовавшихся гениев?» (Вопрос В.Ф. Овчинникова)
2.8. «Почему гениальный человек не может не творить? Многие из них признавались, что они умрут, если их лишить возможности заниматься избранным делом» (Вопрос В.Ф. Овчинникова)
2.9. «Совместимо ли гениальность и злодейство, подлость?» (Вопрос В.Ф. Овчинникова)
2.10. «… чем можно объяснить тот исторический феномен, что в период сословного деления и раздробленности страны чаще появляются гении и крупные таланты (так было в Германии, Италии, да и во многих других странах, включая Россию)?» (Вопрос В.Ф. Овчинникова)
2.11. «Почему в первую четверть XIX в. (Золотой век русской культуры) из всех потенциальных талантов наибольшее развитие получил поэтический талант? (Символ его доминанты – А.С. Пушкин). Чем можно объяснить, что во второй половине XIX века наивысшее развитие получил талант классической отечественной литературы, поднявшись до всеобщей признанной гениальности? (символ его доминанты - Л.Н. Толстой)». (Вопрос В.Ф. Овчинникова)
2.12. Старость… «Возраст и творчество: что утрачивается и что приобретается талантом во времени? Какие тут важны поворотные импульсы? Почему творческий человек в среднем живёт дольше?» (Вопрос В.Ф. Овчинникова)
Очная Конференция по созданию интеллектуальных и творческих продуктов
С 27 августа 2023 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ.
По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала VIKENT.RU, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Творческих личностях / коллективах и современных методиках креатива.
Параметры online-лекций:
1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;
2) Данная база данных собиралась в течение 42 лет и легла в основу портала VIKENT.RU;
3) Для пополнения базы данных портала VIKENT.RU, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;
4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;
5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.
6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на видеоканале VIKENT.RU на Youtube.
![]() |
В 2018 году нами опубликована рукопись создателя ТРИЗ и ТРТЛ Г.С. Альтшуллера, написанная им в 1946 году: «Роль личности в истории с точки зрения химической кинетики и теории катализа».
Продолжаются ежедневные публикации в основных группах VIKENT.RU в соц-сетях:
![]() |
|
![]() |
«Творческие личности и коллективы» |
В соц. сети ВКОНТАКТЕ открыта группа: «Новости изучения креатива | творчества», а в Facebook группа: «Творческие личности и коллективы» по материалам портала VIKENT.RU - крупнейшего в Европе портала по изучению творческих личностей и коллективов. На портал постепенно выкладываются более 50 000 материалов, посвященных этой тематике.
В отличие от новостей на самом портале VIKENT.RU, здесь преимущественно публикуются анонсы материалов по креативным личностям / коллективам и эффектам творчества – как усиливающим, так и ослабляющим его…
Можно уверенно рекомендовать группы интеллектуальным и креативным знакомым:
![]() |
«Новости изучения креатива | творчества» |
![]() |
«Творческие личности и коллективы» |
Группа: «Новости изучения креатива | творчества»