Николай Кузанский о совпадении противоположностей

Николай Кузанский, в отличие от трактовки противоречия Аристотелем, в трактате «Об учёном незнании» предлагал идею о совпадении противоположностей (coincedenica oppositoram).

Я замечу, что в цитируемых ниже фрагментах можно воспринимать «Бога» как в традиционном, религиозном смысле, так и как попытку создания модели реальности...

Одно из рассуждений Николая Кузанского таково:

«Не Пифагор ли, первый философ и по имени и по делам, положил, что всякое исследование истины совершается через число? Пифагору следовали платоники и наши первые учители настолько, что Августин, а за ним Боэций утверждали, что первоначальным прообразом творимых вещей было в душе создателя несомненно число. Разве Аристотель, который, опровергая предшественников, желал предстать единственным в своём роде, сумел показать нам в «Метафизике» различие сущностей каким-то другим образом, чем в сравнении с числами? Желая преподать своё учение о природных формах - о том, что одна пребывает в другой, - он тоже был вынужден прибегнуть к математическим фигурам и сказать: «Как треугольник в четырехугольнике, так низшее - в высшем». Молчу о бесчисленных сходных примерах».

Далее Николай Кузанский приводит рассуждения о том, что по мере увеличения радиуса окружности, последняя всё более и более совпадает со своей касательной, а потому «бесконечная кривизна есть бесконечная прямизна». Аналогично: треугольник по мере уменьшения одного из углов превращается в прямую и т.п.

В итоге автор приходит к выводу, что: «Бог есть абсолютная максимальность и, значит, единство, которое абсолютно предваряет и единит любые различия и противоположности, скажем, неопосредуемые противоречия. Он есть абсолютно во всех вещах всё то, что они суть: абсолютное первоначало, конечная цель и бытие; в нём все вещи суть без множественности простейший и нераздельный абсолютный максимум, подобно тому как бесконечная линия есть все фигуры. Равным образом мир, или Вселенная, есть конкретный максимум и, значит, единая цельность, которая предваряет конкретные противоположности (скажем, противопоставленные качества) и конкретным образом есть то, что суть все вещи: определённое начало и конкретная конечная цель вещей, конкретное бытие, бесконечность, определившаяся в конкретную бесконечность мира. В нём все вещи без множественности суть сам он, конкретно определившийся максимум с относительной простотой и нераздельностью, подобно тому как конкретная максимальная линия есть конкретно все фигуры».