Концепция Арнольда Тойнби: «Вызов-и-Ответ»

Арнольд Тойнби предложил свою концепцию возникновения различных цивилизаций (в начале своего многолетнего труда «Постижение истории»,  автор указывает 21 цивилизацию, а ко времени его окончания увеличивает их число до 37…).

В сокращённом виде концепцию можно описать так: Бог (Природа) бросает людям вызов. Своим ответом на вызов цивилизация / общество решает ставшую перед ним задачу и переводит себя в более совершенное состояние. Чем сильнее вызов -  тем оригинальнее и созидательнее ответ.

Невозможность адекватной реакции на вызов означает деградацию общества.

Отсутствие вызова означает отсутствие стимула к росту и развитию…

 

Вот как излагает эту концепцию Л.Н. Гумилёв, попутно делая критические замечания:

«Вкратце она сводится к следующему. Единицей истории считается «общество». «Общества» делятся на два разряда: «примитивные», не развивающиеся, и «цивилизации», которых двадцать одна в 16 регионах. Следовательно, допускается, что на одной территории возникали  последовательно 2-3 цивилизации, которые в таком случае именуются  «дочерними». Таковы шумерская и вавилонская цивилизации в Месопотамии,  минойская, эллинская и ортодоксальная христианская на Балканском  полуострове, индийская (древняя) и индусская (средневековая) в Индостане.  Кроме того, в особые разделы выделены «абортивные» цивилизации - ирландцы,  скандинавы, центральноазиатские несториане, и «задержанные» - эскимосы,  османы, кочевники Евразии, спартанцы и полинезийцы.

Согласно А. Тойнби, развитие обществ осуществляется через мимесис, то есть  подражание. В примитивных обществах подражают старикам и предкам, что делает  эти общества статичными, а в «цивилизациях» - творческим личностям, что  создает динамику развития. Поэтому главной проблемой истории является  отыскание фактора динамизма, причем А. Тойнби отвергает расизм. Остаётся  влияние географической среды, и тут Тойнби предлагает весьма оригинальное  решение: «Человек достигает цивилизации не вследствие биологического  дарования (наследственности) или лёгких условий географического окружения, а  в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей его на беспрецедентное до сих пор усилие»

Toynbee A.,  A Study of History / Abridienent by D. Somervell,  London, New York, Toronto, 1946, p. 60.

Итак, талантливость и творческие способности рассматриваются как реактивное  состояние организма на внешний возбудитель, в связи с чем одна из глав (VI)  носит название «Достоинства несчастья».

«Вызовы» делятся на три сорта:

1. Неблагоприятные природные условия, например болота в дельте Нила, - вызов  для древних египтян; тропический лес Юкатана - вызов для майя; волны  Эгейского моря - вызов для эллинов: леса и морозы - вызов для русских. По  этой концепции английская культура должна быть порождением дождя и тумана,  но этого Тойнби не утверждает.

2. Нападение иноземцев, что тоже можно рассматривать как момент  географический (частичные миграции). Так, по А. Тойнби, Австрия потому  перегнала в развитии Баварию и Баден, что на неё напали турки. Однако турки напали сначала на Болгарию, Сербию и Венгрию, и те ответили на вызов капитуляцией, а Австрию отстояли гусары Яна Собесского. Пример говорит не в пользу концепции, а против неё.

3. Гниение предшествовавших цивилизаций - вызов, с которым надо бороться.  Так, развал эллино-римской цивилизации будто бы «вызвал» византийскую и  западноевропейскую цивилизации как реакцию на безобразия древних греков. Это  тоже можно отнести к географическим условиям, взятым с учётом координаты  времени (смены биоценоза), но, увы, разврат в Византии не уступал римскому,  а между падением Западной римской империи и созданием жизнеспособных  феодальных королевств лежало свыше 300 лет. Реакция несколько запоздала».

Гумилёв Л.Н., Этногенез и биосфера Земли, М., «Рольф», 2002 г., с.154-155.

 

Принцип Ле Шателье  

Внешние обстоятельства и Творческая личность