Появление сообществ и движения аскетов

«На Востоке, ещё задолго до Будды, существовали аскеты, т. е. люди обоего пола, отказавшиеся от мирских удовольствий, отвергавшие брак и собственность и искавшие духовной силы и избавления от житейских волнений и злоключений в воздержании, страдании и одиночестве.

Сам Будда был противником преувеличенного аскетизма, но многие из его учеников следовали монашескому образу жизни с большой строгостью.

Тёмные греческие культы проводили такую же дисциплину, доходя даже до самокалечения.

В I веке до Pождества Христова аскетизм появляется также и в еврейских общинах Иудеи и Александрии.

Целые общины оставляли мир и предавались воздержанию и мистическому созерцанию. Такова, например, была секта ессеев.

В продолжение всех I и II веков после Pождества Христова существовало почти повсеместное движение, склонявшееся к отказу от жизни, всемирное искание «спасения» от зол того времени.

Исчезло прежнее чувство установленного порядка, прежнее доверие к жрецу и храму, закону и обычаю.

Среди царивших рабства, жестокости, страха, беспокойства, разорения, хвастливости, распущенности вспыхнула эта эпидемия самоотречения, эпидемия умственной неустойчивости, этого отчаянного искания покоя, даже ценою отречения от мира и добровольного страдания.

Это чувство и наполняло Серапеум (Храм, построенный царём Птолемеем III в Александрии, в котором поклонялись тройному (!) божеству. Это были боги древнего Египта: Серапис (переименованные Осирис и Апис), Исида и Гор. Их считали не отдельными богами, а лицами единого божества – Прим. И.Л. Викентьева ) рыдающими и кающимися и влекло новообращённых к мраку и крови пещер Митры».

Герберт Уэллс, История цивилизаций, М., «Аст», 2022 г., с. 200-201.