Чек-лист по совершенствованию конструкции  узла

«Приведём некоторые примерные вопросы, которыми можно руководствоваться при использовании данного данного метода.

Вопросы по исследуемому узлу:

- для чего служит узел и если его убрать, какие функции перестанет выполнять изделие?

- как формулируется основная функция узла?

- как точнее назвать узел, чтобы название отражало существо выполняемой им основной функции? 

- к каким областям техники можно отнести данный узел, исходя из выполняемых им функций, как там решаются подобные задачи и что указывается в справочниках по этому поводу? (См. также: Ведущая область в ТРИЗ – Прим. И.Л. Викентьева);

- сколько функций выполняет узел и можно ли часть них сократить?

- каким образом обеспечивается выполнение требуемых функций и нельзя ли их обеспечить
как-нибудь ещё?

- можно ли разделить узел на независимые подузлы? (Здесь и ниже авторы перечисляют в беспорядке часть изобретательских приёмов, выявленных Г.С. Альтшуллером без каких-либо добросовестных ссылок на первоисточник – Прим. И.Л. Викентьева);

- если узел разборный, нельзя ли его сделать неразборным или наоборот?

- какой элемент узла самый «слабый» и нельзя ли его отделить от узла?

- какое конструктивное решение в узле совершенно очевидно?

- что получится, если подвижную деталь сделать неподвижной, а неподвижную подвижной?

- какая деталь узла самая «главная» и нельзя ли все остальные детали исключить?

- если узел работает непрерывно, что произойдёт, если «непрерывно» заменить «периодически»?

- нельзя ли устранить холостые ходы в работе узла? На какие факторы в работе узла наиболее «вредные» и| нельзя ли их использовать?

- нельзя ли дорогой элемент заменить набором дешёвых?

- нельзя ли заменить механическую систему электрической, оптической, тепловой и т. д.?

- нельзя ли то, что в узле выполняется до сборки, выполнить при сборке?

- что необходимо для упрощения сборки? что получится с изделием, если узел будет совершать действие, противоположное тому,  что от него требуется?

- что произойдёт, если закрепить узел «вверх ногами» повернуть его на 90°?

- как может измениться узел, если попытаться получить не 100% технического эффекта, а чуть меньше?

- сколько всего деталей в узле, можно ли часть из них объединить?

- можно ли уменьшить размеры узла? Можно ли сделать менее жёсткими технические требования чертежа к узлу?

- можно ли заменить специальные детали узла стандартными?

- можно ли применить более экономичный cпocoб сборки узла?

- можно ли заменить винтовые соединения другими?

- можно ли заменить клёпаные соединения другими какие материалы необходимы для данного узла в что произойдёт, если их заменить?

- узел вроде бы нужен в изделии, чем всё-таки он плох?

- что представлял бы собою «идеальный» вариант данного узла?».

Основы функционально-стоимостного анализа / Под ред. М.Г. Карпунина и Б.И. Майданчика, М., «Энергия», 1980 г., с. 59-61.

 

Бесплатная электронная книга «Введение в ТРИЗ».