Критика мистицизма Джонатаном Свифтом

«Уже Игнатий Лойола внёс в мистику католицизма сухую рассудочность и автоматичность.

А к концу семнадцатого века она совершенно выветрилась, целиком превратилась в обрядность, в звонкие погремушки и нарядные блёстки на «кафтане Петра», в эффектное театральное зрелище.

Католический мистицизм перестал быть соблазнительным даже для наивного мышления; можно было с ним разделаться, обессмыслив обрядность.

Но и в лютеранстве, а тем более в английской его ветви - англиканстве - уже с момента возникновения его мистическое начало было сведено к минимуму: сухой рационализм, дух конкретной деловой практики был содержанием этой церкви, родившейся сразу как государственный институт.

С тем большей силой эксплуатировали мистическое начало - в благоприятной для них социальной обстановке - пуританские секты, нонконформисты. Отсюда яростный гнев Свифта против символического «Джека», против упоминаемых в «Сказке» (Полное название: Сказка бочки - Прим. И.Л. Викентьеваисторических фигур Якова Бёме,   Джона Нокса, Кальвина, Иоанна Лейденского - этих ярких представителей мистической истории и религиозного экстаза.

С исключительной остротой умственного зрения, проникающего сквозь все покровы, видел Свифт: здесь таится главный враг человеческой свободы и разума.

Как же разрушает Свифт мистическое, или, говоря языком эпохи, «божественное» или «духовное» в человеке?

Взбунтовавшись против Петра и поссорившись с Мартином (шестая глава «Сказки» - уход нонконформистов из англиканской церкви), Джек создаёт «секту эолистов» - «самую прославленную и самую эпидемическую секту».

«Эпидемическую» - какой характерный термин! «Эолизм» распространяется как душевная, психическая болезнь.

Но что такое «эолизм»?

В примечании самого Свифта в начале восьмой главы, рассказывающей об «эолистах», читаем: «эолисты, то есть претендующие на вдохновение, озарение».

Не мистификация, не аллегория - конкретное, точное определение: основным догматом протестантских сект и была вера в постигающее человека внезапное озарение.

«Вселился дух божий» - такова ходячая формула протестантской мистики. Но «дух божий» - это и есть «эол» (ветер по-гречески).

Значит, одержимость «божественным» - это душевная болезнь, психическое расстройство. С потрясающей силой реалистического рисунка описывает Свифт в восьмой главе «Сказки» проявление и признаки болезни эолизма, заимствуя иллюстративный материал из практики пуританских проповедников, доводивших себя и слушателей до состояния «духовного экстаза».

Изгнать разум, заменив его экстазом,- такова, по Свифту, цель этих проповедей. И хотя есть в этом описании и мистификационные нотки, но оно называет всё своими именами и достаточно реалистично, чтоб быть понятным каждому читателю.

Мистическое, то есть «божественное», в человеке порабощает, лишает свободы и разума - таков подсказанный гневно-брезгливым анализом религиозного чувства окончательный вывод из похождений Джека.

Но, не довольствуясь этим, Свифт обличает Джека и по другой линии, указывая, что «эолисты» прекрасно умели устраивать при помощи «экстаза» свои житейские дела: откровенный намёк на купцов из Сити, значительная часть которых принадлежала к сектантам.

В первом произведении своём Свифт уже выступает ненавистником «денежных людей» - с этой ненавистью не расстаётся он всю долгую свою жизнь. И в своём Джеке и «эолистах» олицетворяет он не только религиозную мистику, но и капиталистический дух эпохи, со свирепым красноречием показывая, как оборачивается мистическая теория - деловой, то есть капиталистической, практикой. Так обогащается и углубляется его гуманистическая критика современной ему культуры».

Левидов М.Ю., Путешествие в некоторые отдалённые страны мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях, М., «Книга», 1986 г., с. 64-65.