Детство и юность императора Александра I

«Старший сын великого князя, цесаревича Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны (принцессы Виртембергской), Александр Павлович родился 12 декабря 1777 г. в Петербурге в Зимнем дворце.

По желанию Екатерины II названный в честь святого покровителя Петербурга Александра Невского, великий князь был крещён 20 декабря того же года, причём его восприемниками заочно стали император Римский Иосиф II и король Пруссии Фридрих Великий.

С самого детства воспитание Александра Павловича было подчинено династическим планам императрицы, намеревавшейся сделать первого внука продолжателем её великих дел и будущим венценосцем.

Считая, что родители не способны «сотворить» российского государя, Екатерина II взяла на себя все заботы о его воспитании и образовании. Она назначила к нему вначале вдову Ревельского коменданта С.И. Бенкендорф (урожденную Левенштерн), а позже генерал-аншефа Н.И. Салтыкова. Однако главным наставником великого князя стал уроженец республиканской Швейцарии, юрист по образованию и педагог по призванию Ф.Ц.  Лагарп, в лице которого императрица нашла не только последователя учений энциклопедистов, но способного исполнителя своих педагогических замыслов. […]

Екатерина II, не скрывавшая от внука своего болеt чем прохладного отношения к Павлу Петровичу, постоянно противопоставляла своё влияние на внука гатчинскому. Это соперничество двух полюсов привело к тому, что всё детство и юность Александр провёл в мучительном раздвоении между обожавшей его венценосной бабушкой и ревнивым, требующим к себе внимания отцом.

Пытаясь сохранить любовь императрицы и расположение цесаревича, он научился скрывать свои истинные чувства, лавировать, притворяться, даже лицемерить, а главное - не доверять никому. С этого времени в нём постепенно выработалась привычка под очаровательной внешней любезностью прятать свои глубокие внутренние чувства, истинные мысли и намерения.

Во многом это было связано и с ранним браком Александра Павловича, который был заключён 28 сентября 1793 г. с четырнадцатилетней дочерью маркграфа Баденского Луизой-Августой, после замужества и принятия православия получившей имя великой княгини Елизаветы Алексеевны. «Вредные последствия» этого преждевременного шага, по словам А.Я. Протасова, сразу стали очевидны и, прежде всего, проявились в отставании великого князя в учёбе. Тогда как сам Александр, полностью отдавшийся детским забавам с женой мотивировал свою нерадивость тем, что «уже можно располагать собою». […]

 Что же касается Александра Павловича, то при всей эмоциональности его заявлений о нежелании участвовать в «заговоре» против отца и об отказе от наследования престола, чтобы «поселиться с женой где-нибудь на берегах Рейна и жить частным человеком», в них присутствовал элемент декларативности и искусственности.

Безусловно, имея честолюбивые замыслы относительно российского трона, а главное - понимая необходимость проведения фундаментальных реформ, он находился в весьма сложном положении и как всегда глубоко скрывал свои настоящие намерения и чувства. И лишь в письмах друзьям приоткрывался его истинный взгляд на вещи.

«Наши дела находятся в невообразимом беспорядке, грабят со всех сторон; все департаменты управляются дурно - порядок, кажется, изгнан отовсюду, а империя, несмотря на то, стремится лишь к расширению своих пределов», - писал он 10 мая 1796 г. графу В.П. Кочубею».

Андреева Т.В., Царствование Александра I: Россия – европейская страна?, в Сб.: Санкт-Петербургский летний культурно-исторический Университет-2006. Реформы в России XVI - начало XX века, СПб, «Европейский Дом», 2006 г., с. 65-67.