Организация актёрской труппы / компании во времена Мольера

Какова внутренняя организация этих актёрских компаний, или трупп?

Шапюзо язвительно замечает, что если среди них и есть свои аристократы, единоличной власти большинство актёров не терпит.

Это значит, что они признают только превосходство таланта и готовы подчиняться лишь самому одарённому из них.

Как действует такой механизм, можно вплоть до мелких подробностей выяснить из договора о создании Блистательного театра, документа, составленного, без сомнения, по образцу других подобных.

По существу в нём сказано, что:

- Ни один член труппы не может ни покинуть её сам, ни быть из неё исключённым без предупреждения за четыре месяца (очевидно, что постоянство состава очень важно для дела).

- Ни один актёр не может отказаться от роли, которая ему назначена; мы помним, что только Мадлена Бежар была освобождена от такого обязательства, но это как раз и есть исключение, подтверждающее правило.

- Труппа принимает решения большинством голосов, и никто не имеет права уклоняться от выполнения таких решений.

- Когда актёр уходит из труппы, соблюдая все предусмотренные для того условия, он получает обратно свою долю расходов на декорации и прочее со времени своего вступления в труппу до даты ухода; размеры этой суммы определяются с общего согласия.

- Те, кто покидает труппу, нарушив при этом какие-то правила, или кого исключают за профессиональную погрешность, не могут рассчитывать на возмещение расходов.

- Те, кто покидает труппу злонамеренно, должны возместить ей убыток, и в известных обстоятельствах она может предъявить права на их движимое и недвижимое имущество.

- Скорее, частный случай: основатели Блистательного театра обязались выплатить труппе значительный штраф, если уйдут из неё до того, как начнутся представления.

Итак, юридически театральные труппы представляют собой что- то вроде компаний с ограниченной ответственностью.

Доходы и расходы у них общие. Каждый актёр получает свой пай из того, что остается за вычетом расходов театра из всей суммы. Эти паи строго равны между собой. Однако актёры, постоянно занятые лишь на второстепенных ролях, получают только половину или четверть пая.

Тем, кого приглашают на время, платят поденно; их называют гажистами - от слова gages - жалованье (и действительно, их вознаграждение и есть жалованье). Мольер лично будет иметь право на двойной пай, как актёр и как автор.

Очень быстро повсеместно распространяется обычай (уже действующий в Бургундском отеле) создавать пенсионную кассу для престарелых актёров.

Шапюзо, почти всегда точный: Среди установлений их республики одно заслуживает быть упомянуто особо. Они не хотят допускать, чтобы в их государстве были бедняки, и никому из своих не дадут впасть в нищету.

Когда годы или какие-то недуги вынуждают актёра покинуть сцену, лицо, которое занимает его место, обязуется выплачивать ему приличный пенсион до самой его смерти, так что с той минуты, как достойный человек поступает в парижский театр, он может рассчитывать на добрый доход в 3 или 4 тысячи ливров, пока работает, и на достаточную для прожитья сумму, когда захочет уйти. […]

Кто ведёт счета труппы? Казначей, которому кассир приносит ежедневную выручку и который сразу же распределяет деньги по актёрским паям, изъяв какую-то часть на общие расходы. Он же откладывает сумму, необходимую для поддержания в порядке материальной части театра и уплаты авторских гонораров. Его, разумеется, выбирают из актёров труппы, и труды его не вознаграждаются. Так же обстоит дело с секретарём труппы, который ведет её архивы.

Есть ещё контролёр, в чьи обязанности входит проверять работу казначея и секретаря; это что-то вроде финансового распорядителя. […]

Ещё одно важное должностное лицо - оратор, то есть человек, делающий объявления. Деликатная роль, требующая личного обаяния, умения не лезть в карман за словом, известной смелости.

По окончании спектакля оратор обращается к зрителям и рассказывает о пьесе, которая пойдёт на следующий день. Ведь в то время единственным средством рекламы были афиши...

Жорж Бордонов, Мольер, М., Искусство, 1983 г., с. 131-132.