Французская академия и кардинал Ришельё

«В 1631 году Ришельё основал первую французскую газету «La Gazette», в работе которой участвовал и как автор.

Через 9 лет по приказу Ришелье во Франции была открыта и первая королевская типография, в которой были напечатаны несколько пьес Ришелье, которые были поставлены в театре и пользовались популярностью - «Большая пастораль», «Смирнский слепой», «Мирам», «Европа».

П.П. Черкасов писал: «Ришелье был не только способный драматург и писатель, но также художник и музыкант, тонкий ценитель культурного наследия прошлого, знаток античности и Возрождения, меценат и коллекционер. У него была одна из самых богатых во Франции библиотек, которую он завещал Сорбонне, кстати реорганизованной по его инициативе и при личном финансовом участии. Его коллекция картин только в Пале-Кардиналь (ныне Пале-Ройяль) была представлена именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Пуссена, Рубенса и многих других выдающихся мастеров».

10 февраля 1635 года королевским эдиктом, написанным Ришельё, была основана Французская академия.

Кардинал стал её главой, создав на её основе общефранцузский культурный центр.

Тогда же по его приказу Жак Лемерсье начал реставрацию Сорбонны, начав при участии кардинала в мае 1635 года строительство сорбоннской церкви, выбранной Ришелье для места своего вечного успокоения.

Ришелье много времени отдавал и реорганизации армии. «Одним из наиболее известных мероприятий Ришелье было основание в 1635 году военной парижской школы для молодого дворянства. Она явилась прототипом Сен-Сирской академии, но не пережила своего основателя.

Согласно предписанию кардинала в его военную школу принимались только французы 14-15 лет из бедных дворянских семей, выбранные «достаточно пропорционально» из разных провинций, «крепкого здоровья и годные для профессии, к которой их призывают». Все они должны быть католиками. Казна брала на себя их полное обеспечение, тем более, что число учащихся не превышало двадцати. Программа обучения, составленная Ришелье, была отлична от аналогичных коллежских: помимо необходимых для офицера езды на лошади, фехтования, владения оружием, математики и фортификации, она включала основы логики, физики, метафизики, французский язык,
мораль, картографию и историю.

Здесь налицо стремление Ришелье создать привилегированный корпус высокообразованного офицерства, преданного короне и не связанного с придворными партиями. Академия появилась в начале войны с Испанией и уже после двух лет обучения была обязана выпускать военных, способных командовать войсками.

Ришелье не успел осуществить реформу образования дворянства. Военная академия закрылась после его смерти.

Но усилия Ришелье не пропали даром. Кардиналу удалось привлечь на службу королю и Франции массу дворянства, создав для него условия для получения образования, которое обеспечило второму сословию придворную, административную и военную карьеру».

Андреев А.Р., Гений Франции, или Жизнь кардинала Ришелье. Документальное историческое исследование, М., «Белый волк», 1999 г., с. 124-126



«В марте 1634 года был составлен проект одного из самых оригинальных институтов, когда-либо существовавших во Франции, - Французской академии. После соответствующей доработки проект был утверждён Людовиком XIII. 10 февраля 1635 г. стало днём рождения Французской академии, существующей уже более 350 лет. Кардинал Ришелье был назначен её первым главой и покровителем.

Формально функции академии ограничивались совершенствованием французского языка, в действительности же с самого начала она стала общекультурным центром. Разрабатывая статут академии, Ришелье отказался от узкопрофессиональной её ориентации в пользу общекультурной и даже политической.

Он мыслил Французскую академию как своего рода интеллектуальный Олимп.

Именно поэтому в числе «сорока бессмертных» наряду с литераторами Шапленом и Конраром оказались канцлер Сегье, дипломаты Ботрю и Сервьен, математик Баше и врач Лашамбр...

При Людовике XIV во Французской академии получили представительство военачальники и деятели церкви. До сего дня детище Ришелье принимает в свой состав помимо наиболее крупных писателей также политических и военных деятелей, ученых... На исходе XX столетия Французская академия по-прежнему представляет собой своеобразное собрание нотаблей.

Способствуя выращиванию интеллектуальной элиты, Ришелье вместе с тем был далек от того, чтобы поощрять свободу мысли, устранить государство от контроля за духовным развитием общества. На всем протяжении своей политической деятельности он пытался направлять этот процесс в интересах абсолютистского государства.

Он ввёл за правило, что литературные произведения, вызывавшие сомнения по части политической благонадежности, направлялись на заключение во Французскую академию. В случае возникновения конфликтов окончательное решение о судьбе произведения выносил сам кардинал Ришелье.

Так было и с трагедией «Сид», принадлежащей создателю французского национального классицистического театра Пьеру Корнелю. […]

Ришелье был убеждён, что государственная власть если и не может создавать таланты (в конце концов, это промысел Божий), то просто обязана обеспечивать благоприятные условия писателям, художникам и учёным.

Ришелье первым начал осуществлять государственные дотации театру.

Традиция эта привилась и жива до сих пор, причём не в одной только Франции. Отдельные театральные труппы при нём получали от 6 до 12 тысяч ливров ежегодных субсидий. Он же стал выплачивать пенсии литераторам, соответственно требуя от них служения не одной только музе, но и государству.

К слову сказать, сразу же после смерти Ришелье Людовик XIII отменил выплату пенсий литераторам, сказав при этом: «Нас это больше не касается»».

Черкасов П.П., Кардинал Ришелье, М., «Международные отношения», 1990 г., с. 233-235.