Причинность и случайность по Огюстену Курно

«В основу его взгляда, впервые изложенного в работе «Основы теории шансов и вероятностей» (1843), легла впервые выраженная стоиком Хрисиппом из Сол трактовка случайности как результата пересечения независимых причинных рядов.

Огюстен Курно, как и все детерминисты, исходит из положения, что нет не может быть беспричинных явлений.

«Никакое явление или событие, - подчёркивает он, - не возникает беспричинно. Это - основной принцип, управляющий человеческим разумом при исследовании фактов действительности. Часто причина от нас ускользает или мы считаем причиной то, что в действительности ею не является; однако ни наша беспомощность при пользовании принципом причинности, ни ошибки, в которые мы впадаем при его применении, не могут поколебать нашу убежденность в истинности этого принципа, признанного как необходимое и не знающее исключений правило». (Огюстен Курно, Основы теории шансов и вероятностей, «Наука», М., 1970 г., с. 84).

Отсюда следует определённая картина мира: «Мы восходим от следствия к его непосредственной причине, а эту причину можно в свою очередь рассматривать как следствие и так продолжать всю цепь без всяких ограничений, которые наш разум мог бы представить себе для этой обратной последовательности явлений. Возникшее следствие в свою очередь может стать причиной последующего следствия и так до бесконечности. Эта бесконечная цепь причин и следствий, расположенная во времени, цепь, в которую реальные явления входят звеньями, образует линейный ряд» (Огюстен Курно, Основы теории шансов и вероятностей, «Наука», М., 1970 г., с. 84).

В мире существует бесконечное множество такого рода рядов, в каждом из которых взятом в отдельности, разумеется, нет и не может никаких случайностей. Но эти ряды могут не только тянуться параллельно, не задевая друг друга, но и пересекаться, скрещиваться, в результате чего и возникают случайности.

Для пояснения этой мысли Огюстена Курно воспользуемся примером.

Скажем, человек X по определённой причине вышел на прогулку. Та или иная причина определит его маршрут. В силу действия определённых причин он в такой-то момент времени будет проходить мимо именно такого-то, а не иного здания. Это один причинный ряд. Но помимо его существуют и другие. Хозяин упомянутого выше здания по определённым причинами решил произвести ремонт и опять-таки по совершенно определённым причинам поручил его сделать определённому человеку и в строго определённое время. А этот работник тоже по совершенно определённой причине уронил с крыши в тот самый момент времени, когда мимо здания проходил индивид X, кирпич. Последний проломил голову прохожего и тот скончался.

В каждой из рассмотренных выше отдельных цепей все события были причинно обусловлены и абсолютно необходимы. Ни о каких случайностях говорить здесь не приходится. А вот скрещение этих двух независимых друг от друга причинных рядов было совершеннейшей случайностью. Таким образом, случайность возникает при пересечении отдельных причинных цепей, в каждой из которых всё абсолютно необходимо. «События, возникшие при встрече или комбинации явлений, принадлежащих независимым рядам, - пишет О. Курно, - получившиеся в порядке причинности, мы называем явлениями случайными или результатами случая». (Огюстен Курно, Основы теории шансов и вероятностей, «Наука», М., 1970 г., с. 85-86.).

Огюстен Курно стремился усовершенствовать детерминистический взгляд на мир. В его концепции везде присутствует причинность. Нет и не может быть беспричинных явлений.

Ведь смерть прохожего в его примере есть неизбежное следствие удара кирпича по его голове. Но в результате подобного введения случайности мир у О. Курно предстает как такой, в котором практически всё может быть, кроме физически невозможного, в котором господствует случай.

«Слово «случайность», - читаем мы в книге Огюстена Курно, - не означает ничего вещественного, но лишь идею: эта идея говорит о комбинации многих систем причин или фактов, развертывающихся каждая в своей цепи независимо одна от другой». «В этом смысле, - продолжает автор, - правильно говорят, что миром управляет случай, или, говоря точнее, случай имеет свою часть и притом весьма значительную в управлении вселенной...» (Огюстен Курно, Основы теории шансов и вероятностей, «Наука», М., 1970 г., с. 82 и 93).

Взгляд на мир как на управляемый случайностями ярко проявился в двухтомном труде О. Курно «Рассмотрение хода идей и событий в Новое время» (1872), в котором он попытался осмыслить с этих позиций историю.

У него начисто исчезает исторический процесс, распавшись на множество отдельных причинных рядов, то протекающих совершенно независимо друг от друга, то пересекающихся. Абсолютный детерминизм фактически заменён здесь полным индетерминизмом.

Как ни стремился О. Курно ввести в мир наряду с объективной необходимостью ещё и объективную же случайность, в действительности ничего у него получилось.

Он не пожелал заметить, что если каждое звено в каждом причинном ряду абсолютно необходимо, то отсюда с неизбежностью вытекает, что и пересечение причинных рядов - явление тоже абсолютно необходимое, что в нём ничего случайного нет.

На это обстоятельство обратил внимание Николай Иванович Бухарин (1888-1938), который хотя и считал себя марксистом, но придерживался абсолютного детерминизма. С его точки зрения, случайным мы называем то явление, причин которого не знаем. «Возьмём, - писал он, - ...пример: случайную встречу на улице со знакомым, которого я не видел двадцать лет. Есть причины этой встречи? Нетрудно видеть, что они есть: под влиянием определённых причин я вышел тогда-то, пошёл по такой-то дороге, с такой-то скоростью; под влиянием других причин мой знакомый тогда-то начал своё путешествие по такой-то дороге, с такой-то скоростью. Само собой очевидно, что совокупное действие этих причин неминуемо должно было привести к нашей встрече. Почему же для меня эта встреча кажется случайной... По очень простой причине: потому, что я не знал причин, которые двигали моего приятеля... Если при перекрещивающемся действии двух или нескольких причинных цепочек (рядов) мы знаем только одну, тогда явление, которое получается при этом перекрещивании, представляется нам случайным, хотя на самом деле оно вполне закономерно» (Бухарин Н. И. Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии. М.-Пг., 1924 г., с. 41). […]

Карл Поппер нигде не ссылается на Огюстена Курно, но именно воззрения последнего легли в основу того понимания истории, которое излагается им в работах «Открытое общество и его враги» (1945) и «Нищета историцизма» (1957).

Такого рода подход к истории разделяется немалым числом современных авторов».


Семёнов Ю.И., Введение в науку философии: Книга 2. Вечные проблемы философии: от проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения, М., «Книжный дом», 2013 г., с. 307-310.