Формы средневекового мышления по оценке Йохана Хёйзинги

«Свойственная Средневековью определённая склонность создавать для каждой функции свой собственный орган есть не что иное, как результат направления мыслей, приписывавшего самостоятельность всякому отдельному качеству, которое рассматривали как идею.

Король Англии среди своих «magna sergenteria» имел особого слугу, который должен был поддерживать голову короля, если тот, пересекая пролив, отделяющий страну от континента, ощутит приближающиеся приступы морской болезни; должность эту занимал в 1442 г. некий Джон Бейкер, после которого её унаследовали две его дочери.

Под этим же углом зрения следует рассматривать обычай всему давать имена, в том числе и вещам неодушевлённым.

Такая - пусть уже стёршаяся - черта примитивного антропоморфизма проявляется в до сих пор сохранившемся в военном деле обычае давать собственные имена пушкам, что во многих отношениях означает возврат к примитивному жизневосприятию.

В Средние века эта тенденция выражена гораздо сильнее; подобно мечам в рыцарских романах, бомбарды в войнах XIV- XV столетий нарекают: «Le Chien d'Orleans, la Gringade, la Bourgeoise, de Dulle Griete» («Орлеанский пес, Кляча, Хозяйка, Безумная Грета»). До сих пор, как отголосок былого, собственные имена получают некоторые выдающиеся алмазы.

Среди драгоценных камней Карла Смелого многие были известны по именам: «le sancy, les trois freres, la hоte, la balle de Flandres» (целитель, три брата, короб, фландрская пуля»).

Если и в наше время сохраняется обычай, согласно которому имена получают суда, изредка дома, а колокола уже никогда, то это происходит не только потому, что судно, перемещающееся с места на место, всегда легко может быть опознано по названию, но также и потому, что корабль, пожалуй, вызывает к себе отношение в чем-то более личное, даже по сравнению с домом, - как это отмечает английский язык, где о судне говорят «she» («она»).

Личное отношение к неодушевлённым предметам во времена Средневековья было выражено гораздо более ярко; все наделялось именем: темница так же, как дом или колокол.

Во всякой вещи искали «мораль», как тогда говорили, иными словами - урок, который там заключался, нравственное значение как самое существенное из всего, что там было. Всякий исторический или литературный эпизод обнаруживал тяготение к кристаллизации в притчу, нравственный образец, пример или довод; всяческое высказывание превращалось в текст, в сентенцию, в изречение.

Подобно священным символическим связям между Ветхим и Новым Заветами, возникают нравственные соответствия, благодаря которым всякое жизненное происшествие может сразу же найти свое зеркальное отражение в примерах: в типических случаях из Священного Писания, истории или литературы. Чтобы кого-либо подвигнуть к прощению, перечисляют соответствующие примеры из Библии.

Чтобы предостеречь от вступления в брак, вспоминают все несчастливые супружества, которые упоминаются древними».

Йохан Хёйзинга, Осень средневековья: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах, М., «Наука», 1988 г., с. 252-253.