Типы трагедий творческих личностей по А.А. Зиновьеву

«Для творческой личности, говорит Неврастеник самому себе, самая большая трагедия - невозможность сделать дело, которое, как чувствует личность, ей по плечу.

Это общеизвестно. Мой вклад в эту проблему - типология трагедий.

Я различаю здесь три типа.

Первый тип - тип трагедии Правдеца. (В романе так назван А.И. Солженицын – Прим. И.Л. Викентьева).

Ему не нужно от общества ничего, кроме возможности быть услышанным.

Второй тип - тип трагедии Мазилы (В романе так назван Э.И. Неизвестный – Прим. И.Л. Викентьева).

Ему от общества требуется помимо этого ещё большие материальные средства (например, бронза, камень, большое помещение, площадь и т.п.).

Третий тип - тип трагедии Клеветника.

Ему от общества требуются люди, ибо он непосредственно должен делать людей.

Правдец и Мазила нуждаются в людях, воздействуют на людей. Но их непосредственная творческая продукция - речь, книга, картина, скульптура.

Клеветник - воспитатель. Книги для него второстепенное дело, подспорье и побочный продукт. Главное для него лепить сознание конкретно данных людей. Каждого из представителей этих типов можно лишить возможности делать своё дело.

Но - разными способами и с разными последствиями.

Обратите внимание. Правдеца выгнали из Ибанска силой.

Мазила убежит сам. А Клеветник? Клеветник сам не сбежал бы, а если бы даже захотел, его не выпустили бы. Клеветник должен был просто исчезнуть, раствориться, сойти на нет. Не знаю, что хуже и что лучше.

А ещё хуже то, что мы даже не ощущаем трагичности происходящего. Мы делаем всё, что в наших силах (а для этого мы всесильны!), чтобы погрузить трагедию в месиво житейской пошлости.

Мы могли бы жить среди цветов.

Но они нас раздражают. И мы втаптываем их в свою собственную грязь. Без надобности. Потом Неврастеник, тронутый красотой своих мыслей, стал обдумывать своё выступление на предстоящей своей защите».

Зиновьев А.А., Зияющие высоты: роман, М., «Аст», 2010 г., с. 265-266.