Сертификат спектакля по Т.В. Москвиной

«Если вы возьмёте в руки книгу, решая, купить или не купить, на ней будут хвалебные отзывы и преувеличенные мнения.

Если вы, решая всё тот же вопрос - купить или не покупать билет в кино/театр, откроете любой журнал или газету, вы увидите все те же самые рекламные штучки. Пышные эпитеты, сладкие слова - одни и те же. Или критические разборы - редко внятные.

Нигде и никогда вы не прочтёте того, на что имеете право как потребитель:

- из чего состоит товар;
- как им пользоваться;
- какие противопоказания.

Товар искусства не сертифицирован и, в сущности, беззаконен с точки зрения закона о правах потребителя!

Но почему? Искусство производит товар, имеющий материальную форму и материальное содержание. Если его духовная компонента, возникающая в восприятии, дискуссионна и индивидуальна, то реальное содержание вполне может и должно быть сертифицировано, описано в строгих и понятных категориях.

Возьмём к примеру театральный товар - спектакль.

На сегодня зритель не знает о спектакле, на который идет, почти ничего. Ну, прочтёт он статью Давыдовой, что данный спектакль - модный, культовый и стильный, или реплику Москвиной, что все модные и культовые спектакли надо утопить в сортире. Пользы от этого чтения никакой. На мой вкус, Москвина пишет лучше, но ведь и это спорно в этом спорнейшем из миров.

А вот если бы перед покупкой билета, по первому требованию зрителя, ему выдавали вкладыш-сертификат к спектаклю, польза была бы.

В сертификате бы указывалось:

- какова литературная основа спектакля: когда и кем написано произведение, какое место занимает / не занимает в истории драмы/литературы, когда ставилось и как; соотношение режиссёрской концепции с авторским текстом: сколько процентов текста сохранено, сколько сокращено, есть ли вставки, отсебятина, где, какие именно; соблюден или нет принцип историзма - когда и где происходит действие, совпадает ли это с указанием автора;

- жанр спектакля;

- метод постановки (к какому направлению принадлежит спектакль, является ли он жизнеподобным, бытовым и психологическим или нет, или есть смешение - тогда в какой пропорции?);

- используется ли в спектакле ненормативная лексика и обнажённая натура;

- используются ли в спектакле реплики и движения, связанные с физиологическими отправлениями человека (совокупление, дефекация, мочеиспускание, рвота и тому подобное);

- художественная новизна/традиционность постановки: оригинальны или заимствованы мизансцены, трактовка и т. д.;

- точный состав постановочной бригады и длительность спектакля.

Давайте составим примерный сертификат на обычный, идущий себе спокойно спектакль. Учитывая мою личную страсть к драматургии А.Н. Островского, скажем, на «Ва-банк» в Театре Ленком (Москва, 2004).

Литоснова: оригинальная пьеса Островского «Последняя жертва». Признанная удача позднего Островского, ставилась более ста лет с успехом, экранизирована. Считается классической, в данный момент идёт в нескольких столичных театрах. История женской любви к недостойному избраннику, картина нравов пореформенной России.

Режиссёрская концепция: оставлено около 40% текста. Остальное - парафраз или отсебятина. Фразы автора пьесы подвергаются искажению, звучат реплики неустановленного происхождения. Большие сокращения, часть персонажей отсутствует. Поэтика автора искажена, сюжет не изменён.

Принцип историзма: не соблюдён ни в чём. Жанр: комедия-фарс.

Метод: антипсихологический, антибытовой, нежизнеподобный. Близок к эстрадному (устойчивая актёрская маска, репризная подача текста).

Ненормативная лексика и обнажённая натура не используются.

Физиологических отправлений нет.

Художественная новизна: отсутствует.

Состав постановочной бригады и длительность спектакля: прилагаются.

По-моему, очень убедительно. Каждый может прочесть и понять, нужно это ему или нет. По данному описанию, мне кажется, ясно, что большой беды нет, но и счастья не будет тоже.

Итак, вы меня поняли: требуйте всюду сертификат спектакля!

Только в сертификате зритель найдёт спасение и помощь в деле выбора нужного товара. Только сертификат покончит с путаницей фальшивых реноме и мнимых сенсаций.

Просто и понятно. Легко и доступно. Точность и правда взамен рекламных трюков и пыли в глаза.

Всегда есть выход! Боритесь с безумием и беспорядком! Да здравствует разум!».

Москвина Т.В., Требуйте всюду! / В спорах о России: А.Н. Островский: статьи, исследования, СПб, «Лимбус Пресс», 2010 г., с. 277-279.

 

 

Уровни оценки новизны творческого результата по И.Л. Викентьеву.