Ошибки в творческом воспитании инженеров по оценке П.Л. Капицы

«Возникает вопрос: почему наши инженеры такие консерваторы?
По-видимому, это объясняется следующими причинами.

1. Нашей жизнью создано мало стимулов для того, чтобы инженер вводил что-то новое. В самом деле, ставя машину на обычном фундаменте так, как делают все инженеры, он ничем не рискует. Ставя её на упругом фундаменте, он рискует просчитаться. Но даже если он не просчитался и фундамент окажется надёжным, никто на это не обратит внимания и преимуществ никаких он не получит.

2. Воспитание инженеров ведётся так, чтобы если не убить, то, во всяком случае, не развивать стремления к самостоятельному оригинальному мышлению. Это можно наблюдать хотя бы на примере тех четырёх молодых инженеров, присланных нам промышленностью, которые уже месяц работают у нас, чтобы перенять наш опыт с ожижительной установкой.

Это хорошие парни, с большим интересом относящиеся к работе. Многие из них со способностями явно выше среднего. Но их подход к инженерным вопросам далеко не тот, какой нужен для инженера, который должен перегонять чужую технику не количественно, а качественно. У них наблюдается отсутствие смелого устремления к чему-нибудь новому, критического мышления и самостоятельного подхода к проектированию. Это, конечно, результат нашего технического воспитания, которое ведётся как раз такими инженерами и профессорами, которые не привыкли к новым самостоятельным завоеваниям техники, в большинстве своем раболепно молятся на достижения Запада и стараются извлечь оттуда те формулы и указания, которые они получают из литературы или из непосредственного ознакомления с заграничными машинами... В таком духе они воспитывают и нашу молодёжь. Ей даётся определённая программа знаний, очень старательно и широко продуманная, но к самостоятельному мышлению их не приучают, привычки принимать собственные решения не воспитывают. [...]

За те несколько месяцев, в течение которых у меня пробудут молодые инженеры, может быть, с ними удастся что-нибудь сделать. Пока что мой подход к делу на них производит ошарашивающее впечатление. Они ещё не совсем ясно понимают, что я от них хочу и почему часто я недоволен, как они работают.

Они, например, не понимают, что при проектировании новой экспериментальной машины надо все ответственные части рассчитывать с возможно малым запасом прочности, так, чтобы при испытании они ломались.

Это тоже есть искусство. Пока экспериментальная машина не ломается несколько раз, у конструктора не может появиться уверенность в том, насколько она на самом деле прочна и какой запас прочности нужно принять уже для промышленной машины. Всё же у нашей молодёжи есть энтузиазм, и, может быть, проработав в институте несколько месяцев, им удастся набраться смелости».

Двадцать два отчёта академика П.Л. Капицы, в Сб.: Краткий миг торжества. О том, как делаются научные открытия / Сост.: В. Черникова, М., «Наука», 1989 г., с. 265-267.