О физической травме и «открытии» творческих способностей по Чезаре Ломброзо

Чезаре Ломброзо предполагал, что иногда физическая травма каким-то непонятным  образом может способствовать раскрытию творческого потенциала личности:

«Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают  сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждений головы, самые  обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с  высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале  плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы  бревном».

Чезаре Ломброзо, Гениальность и помешательство, М., «Рипол классик», 2006 г., с. 23.

 

В XX веке педагоги, психологи и психотерапевты описали множество случаев, когда не физические, а психологические травмы серьёзно влияли на творческую деятельность – как положительно, так и отрицательно.

 

Детские психологические травмы и творчество

Антисценарий по Эрику Берну