Дневник как инструмент самопознания и саморазвития по Л.Е. Белоусовой и О.А. Протопопову

«У нас их скопилось превеликое множество - этих блокнотов, записных книжек, исписанных от первой до последней странички. Мы храним их как зеницу ока. Посторонним вход сюда абсолютно запрещён, и когда журналисты просят нас познакомить их со своими записями, мы обычно отказываемся это сделать. Конечно, в наших блокнотах нет никаких особых секретов, которые мы не хотели бы обнародовать. Но дневник для нас нечто столь близкое, родное, полностью наше, что отдать его в чужие руки просто невозможно.

А вот когда принялись за книгу, пришлось всё-таки извлечь и дневники.

Мы листали страницу за страницей и ещё раз убеждались в том, что поступали совершенно правильно, описывая так подробно свои тренировки, выступления. Теперь всё это выглядит как своеобразное научное исследование психологической, технической и физической подготовки двух спортсменов-фигуристов: мужчины и женщины. Перед нами данные всех экспериментов, объектами которых были мы сами.

В блокнотах - и наш пульс два-три раза в день, и мышечные ощущения, восприятие музыки и окружающей обстановки, и всё это в совершенно конкретных условиях. Если бы только было терпение, если бы были разработаны особые таблицы, по которым определяется график подведения к лучшей форме, - мы бы могли дать совершенно чёткую математически картину того, как,несмотря на незначительные отклонения (по не зависящим от нас причинам), шли мы к намеченной цели.

Дневники мы ведём регулярно, даже несмотря на усталость, на плохое настроение или болезни. Нам важна непосредственность впечатлений. Потом, когда они сглаживаются или обобщаются, - уже не то. Только точные факты, свидетелями которых мы были сегодня, а не вчера или позавчера, - вот что нас интересует.

Мы привыкли быть совершенно откровенными со своими дневниками. В какой-нибудь беседе с корреспондентами или со своими коллегами некоторые детали можно приукрасить или вообще опустить, причем сделать это совершенно непроизвольно.

А с дневниками так поступать мы не можем.

Они - наши самые замечательные друзья, всегда правдивые, всегда точные, всегда объективные, несмотря на свою полную субъективность.

В дни соревнований и предшествующих им тренировок стараемся занести в дневник свои непосредственные впечатления со всеми подробностями и мелочами, незаметными для постороннего взгляда. А когда выдаются дни менее напряжённые, когда мы можем больше читать, анализировать, на страницах дневника появляются и заинтересовавшие нас выписки из различных книг, главным образом посвященных искусству, и просто теоретические итоги каких-то наблюдений, ощущений.

Есть одна трудность при ведении этих записей. О ней люди непосвящённые и представления не имеют. И заключается эта трудность в том, что, когда описываешь свои композиции, не можешь найти для этого описания нужных слов. Конечно, речь идёт не о том, что мы захлёбываемся от восторга и поэтому у нас даже слов для выражения не хватает. Просто в фигурном катании терминология разработана плохо, и это совершенно понятно, поскольку этот вид спорта поистине молод и технические новинки появляются ежегодно. Если и здесь проводить какие-то параллели с балетом, то окажется, что балетные постановщики вполне могут увековечить свои постановки, записав их в виде особой партитуры. А у нас это совершенно немыслимо, вернее, запись сможет понять только тот, кто её делал, а посторонний без дополнительной помощи ничего уяснить не сумеет.

Вот и пестрят наши дневники придуманными впопыхах, но кажущимися нам точными и образными названиями поз - «бабушка в окошке», или «мясорубка», или... В общем, созданием своей точной терминологии фигурное катание ещё должно заняться. И это очень важно. Только так мы сможем донести до будущих спортсменов достижения фигуристов прошлого и настоящего.

Возвращаясь к страницам своих дневников, мы иногда удивляемся: неужели некоторые из этих записей сделаны нами, да ещё в спешке, да ещё без длительного обдумывания? Мы перечитываем иные строки и вновь, уже совершенно сознательно, с позиций опыта, накопленного за то время, которое прошло после сделанной записи, убеждаемся в справедливости наших предыдущих выводов. […]


И ещё одна тренировка, уже через несколько дней. 3 декабря 1965 года. Это была обычная тренировка, но нам она доставила удовольствие. В особенности Олегу. Вот отрывок из дневника, полностью посвящённый Олегу.

«Сегодня я наконец понял, в чём заключается моя ошибка при исполнении двойного «флипа». Дело в том, что я поворачиваю плечи (контрдвижение направо) в момент поворота конька. В результате конёк останавливается в тот момент, когда стоит поперёк хода, и из-за этого получается скоблящий поворот. Плечи из положения вправо идут внутрь круга, и происходит преждевременная потеря равновесия и оттопыривание толчковой ноги.

Что же нужно делать?

Есть некий закон: если повернёшь плечи направо до упора, то их легче затем повернуть налево, они, как бы дойдя до ограничителя, получают отдачу и легче идут в противоположную сторону. Поэтому после «цапы» не нужно крутить плечи преждевременно направо до тех пор, пока конек не завершит свой гладкий поворот. Руки при этом должны быть расслаблены и даже могут перейти внутрь круга, но конёк сохранит своё направление (руки не помешают ему). Только после полного завершения поворота конька руки как бы продолжают двигаться влево, но легко останавливаются при подседе на левой ноге и начинают свое движение в противоположную сторону, т. е. направо...»

Замечательное ощущение, когда находишь ошибку, которая так мучительно держала в своем угнетающем плену.

Небольшая ошибочка, а зловредная.

И когда находишь её самостоятельно, когда вытащил её всё-таки на свет божий, рассмотрел и понял, что с ней надо сделать, - весело становится, в себя больше начинаешь верить, в свою восприимчивость, наблюдательность, в своё умение контролировать себя и в любом положении чувствовать свое тело.

Дневники сейчас ведут почти все сильнейшие фигуристы.

Мы можем сказать с абсолютной уверенностью: они необходимы не только ведущим спортсменам, но и каждому фигуристу, даже начинающему. И вести дневник надо не формально. Вести его надо так же, как тренируешься.

Тогда легче будет заметить возможное переутомление, тогда легче будет проследить освоение и понимание элементов и т. д.

Здесь только надо без формализма.

Здесь нужна полная искренность, даже если что-то и покажется поначалу наивным. Этого-то как раз и не надо стесняться.

Словом, будьте откровенны со своим дневником, и он вам поможет в нужную минуту!»

Белоусова Л.Е., Протопопов О.А., Золотые коньки с бриллиантами, М., «Физкультура и спорт», 1971 г., с. 121-123 и 128-129.