Организация научной деятельности - за исключением творческих аспектов…
ОРГ педагогикиОрганизация обучения, за исключением творческих аспектов…
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
X
Организация научной деятельности - за исключением творческих аспектов…
ОРГ педагогикиОрганизация обучения, за исключением творческих аспектов…
Подготовка элитыПодготовка профессиональной элиты
X
«Мой отец окончил Петроградский политехнический институт, созданный по решению Сергея Юльевича Витте в 1899 году.
Очень своеобразная методика - показать неизменность факторов российской истории. Шла стремительная индустриализация страны, нужны были новые деятельные умы. Возникшая идея учёных организовать новаторское учебное заведение была поддержана премьер-министром тогдашнего правительства.
И учредителем стало Министерство финансов, а не консервативное Министерство высшего образования.
Небольшой богатый вуз воспитал блестящую плеяду инженеров, оказавших значительное влияние на развитие техники и науки во всем мире. По тому же образцу после войны, в 1946 году, организовали три новых учебных заведения. Физико-технический институт. Инженерно-физический институт, занимавшийся атомной проблемой. Институт международных отношений, готовивший кадры для великой державы, которой мы стали в результате победы в Отечественной войне.
Небольшие институты, по нескольку тысяч человек, но с очень строгим отбором. Сейчас в нашей стране произошли грандиозные изменения, а ответа, какие люди возьмут на себя ответственность за будущее страны, пока нет. А их надо было бы уже осознанно готовить. Причём средства - содержать, предположим, институт с тысячей профессоров и пятью тысячами студентов - для страны ничтожны. Но поддержки такая идея пока не находит.
Стратегическая задача - реализация социального заказа. К примеру, во Франции ещё Наполеон создал Политехнический институт, который уже 200 лет готовит элиту, управляющую страной. Единственное учебное заведение нового типа в России - Высшая школа экономики, но и она имеет слишком прагматическую направленность.
А принцип учебного заведения по нашему проекту - отобранная профессура, имеющая широкое, серьёзное, самое современное образование, тщательно занимающаяся формированием понимания. Практическая польза от знаний должна быть, но понимание - следующая, высшая ступень.
Такое образование не может быть массовым. И не должно быть подчинено ведомственным интересам крупных корпораций или отдельных регионов. Очевидно, что делать это в рамках существующих гигантских университетов невозможно.
А у нас ещё страшная проблема, что лучшая интеллигенция ушла из страны. В основном остались старики моего возраста, кто может подсказать задачу. А кому её реализовывать, я не знаю. В таком масштабе нужно думать о социальных фантазиях».
Капица С.П., Материализация фантазий, журнал «Персона», 2007 г., N 1, с. 10.