Смерть и кража тела Микеланджело

«У Вазари милости, оказанные Микеланджело, и невзгоды, которые тот должен претерпевать, -  две стороны величия мастера. Писатель равно приемлет его протестующим и подчиняющимся. И если первое - мечта и идеал для самого Вазари, то второе - естественное и всем известное положение художника в то время, привычная действительность, которая никого не удивляет.

Тот факт, что конформист Вазари делает непременным атрибутом идеального художника конфликт, столкновение с власть имущими, многое определяет не только в общественном положении, но и в психологии профессиональной группы, выразителем которой является биограф.

Разумеется, только анализ всех эпизодов биографии даст возможность представить более полно соотношение психологического и идеологического уровней восприятия Вазари.

Биографию Микеланджело автор завершает подробным описанием похорон художника. Этот рассказ позволяет представить, как официальная Флоренция рассматривала соответствие деятельности Буонарроти своим культурным идеалам и какие социально значимые качества и роли она ему приписывала.

Пышному похоронному ритуалу предшествовал беспрецедентный случай в истории культуры - тело Микеланджело, торжественно похороненного в Риме, было выкрадено агентами Козимо I Медичи и доставлено во Флоренцию «в тюке, будто купеческий товар».

В течение четырёх месяцев готовилась официальная церемония погребения, целью которой являлось показать всей Италии неотделимость славы «величайшего художника, из всех, быть может, когда-либо живших» от культурного авторитета его родного города, куда он в течение тридцати лет отказывался вернуться. Бюрократическая переписка, предшествовавшая торжественному обряду, со всей ясностью обнажает мотивы действий его организаторов. Здесь фигурируют и «особые интересы их (Академии рисунка и Микеланджело, - Прим. И.Л. Викентьева) общей родины», и «общий долг перед такой доблестью», и соответствующие прецеденты, созданные Лоренцо Великолепным, и, главное, - интересы самого Козимо I «как убежища и единственного покровителя в наши дни людей одаренных, превосходящего в этом своих предков».

Знаменателен ярко выраженный политический аспект ситуации с похоронами, сам факт символического освящения повсеместной известностью художника государственных порядков и культурной политики герцога Тосканского.

Декоративное оформление церемонии, состоявшейся при огромном стечении народа, было чрезвычайно богатым. Сюжеты картин и скульптурных изображений, аллегории, надписи, эмблемы, описанные Вазари с великой тщательностью, позволяют представить, какой идеологический эффект преследовали устроители похорон. В поэтике изобразительного решения похоронного ритуала отразилась и подлинная жизнь Микеланджело, и общественное её восприятие, и главным образом то, какой она должна была быть по мнению тосканского правительства и руководителей Академии и Сообщества рисунка. Вазари, один из составителей программы оформления, подробно истолковывает сюжеты и аллегории. Сюжеты многочисленных скульптур призваны отразить профессиональные, нравственные и духовные достоинства Микеланджело.

Аллегорические изображения Таланта, Сострадания («совокупности всех добродетелей»), Минервы, Рвения, Живописи, Скульптуры, Архитектуры, Поэзии, Славы напоминали о мудром и возвышенном художнике и многосторонности его таланта, о его трудолюбии».

Петров М.Т., Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса, Л., «Наука», 1982 г., с. 189-190.