Число талантливых выпускников высших учебных заведений по оценке Д.И. Менделеева

«Так как всё это теснейшим образом связано с общественным устройством и может быть достижимо только в отдельности и немногими из находящих подготовку в высших учебных заведениях, то эти последние назначаются не просто для получения через обучение высоко развитых отдельных лиц, не для простого удовлетворения их личных требований, а прямо для получения полезных для общества деятелей.

При том, знание одних задов, т. е. уже известного, не удовлетворяет прямому назначению высших учебных заведений, они должны воспитывать лиц, могущих самостоятельно затем идти в область неизвестного, пытливых, обладающих всеми основными способами, необходимыми для достижения ещё неизвестных областей знания и всегда помнящих, как говорил мой незабвенный профессор Александр Абрамович Воскресенский, что: «не боги горшки обжигают», а в то же время твёрдо знающих, что с голыми руками да с игрой воображения сделать ничего существенного нельзя, хотя говорить можно и бесконечно много.

Из сотен слушателей высших учебных заведений, конечно, только отдельные единицы могут удовлетворить этому основному требованию, остальные же пойдут по следам уже проторенным, но всё же внесут во всю свою деятельность особый оттенок, налагаемый тою близостью, в которой должны быть высшие учебные заведения к самому алтарю знаний.

Для указанной главнейшей цели высшие учебные заведения должны обладать профессорами, не только знающими свою специальность, но и влагающими в её сокровищницу новые вклады, чтобы быть живыми примерами верности в оценке рекомендуемых ими приёмов. Для этой же цели высшие учебные заведения непременно должны быть снабжены обширными библиотеками, музеями, клиниками, лабораториями и т. п. пособиями, при помощи которых учащиеся под опытным руководством могли бы готовиться к самостоятельной деятельности, как в скромной области приложения современных знаний к действительности, так и в смелых попытках движения знаний вперёд.

Эти пособия больше всего помогают личному умению, если лекции помогают действительному знанию и им заражают слушателей. Сочетание умения со знанием более всего характеризует современные высшие учебные заведения, и явно отличает их от подобных учреждений древнего и сравнительно недавнего прошлого времени, когда всё дело высшего просвещения считалось в развитии индивидуумов, способных философски относиться ко всяким предметам. Древность поручала действительные дела рабам, и в конце концов опиралась на слово и софистику, сгубившую её своими противоречиями.

Другая крайность, считающая всю суть в умении, живущем подражанием, развилась под знаменем учений материалистов, подобных социалистам и коммунистам. И для них, несмотря на красивые названия, всё дело сводится на индивидуумов, только уже не относительно их внутреннего, преимущественно умственного и нравственного строя, а относительно их внешнего благополучия.

Если для софистов нужны школы исключительно только философские, каких ныне нигде и не существует, то для современных материалистов нужны школы только ремесленные или профессиональные. Первым - дай только абстракт, вторым - лишь конкрет.

Высшие учебные заведения современного типа избегают двух указанных крайностей и в сочетании знания с умением нашли должный исход».

Менделеев Д.И., Заветные мысли / Тобольский гений России в 2-х томах, Том 1, Неизвестный Менделеев: Избранные сочинения / Сост. Г. Смирнов, Тобольск.  Изд-во Общественного фонда «Возрождение Тобольска», 2003 г., с. 59.